Прочитав любезно посланную мне Dmytro Vortman ссылку* (за что я ему чрезвычайно признателен) на статью Миколы Рябчука "Русский Робинзон и украинский Пятница: особенности "асимметричных" отношений", я задумался над причиной российской политики "культуроцида" украинцев. И пусть простят мне этот неологизм.

Три года назад я отмечал сходство начавшейся оголтелой антиукраинской кампании с советским государственным антисемитизмом, называемым "антисионизм".

"Антисионизм" имел много целей, но одной из своих граней, обращенной именно к евреям, было именно разрушение идентичности. Еврей должен был перестать ощущать себя частью еврейского народа, рассеянного по миру, но реализовавшего свое право на самоопределение в Израиле, а стать "советским гражданином еврейской национальности" - этническим меньшинством, которому советская власть предоставила автономную область на китайской границе.

Но первый шаг был сделан в январе 1948 года, когда был убит Соломон Михоэлс – духовный лидер советского еврейства. Через год был арестован Еврейский Антифашистский комитет (и в августе 1952 года почти в полном составе был расстрелян – исключение сделали для женщины – академика Лины Штерн), была ликвидирована вся еврейская культурная структура – издания, издательства, театры).

Дело в том, что советской власти евреи были очень нужны – и как эксперты, и как квалифицированные работники в разных сферах, и как проводники русификации, в частности, в Украине и Беларуси, в Балтии, на Кавказе и Центральной Азии. Но для этого евреи должны были быть полностью денационализированы и по возможности служить антисемитскому режиму, тем более, открыто ставшего на сторону арабов в ближневосточном конфликте, не за страх, а за совесть.

Поскольку запугать наиболее интеллектуальную часть евреев "империализмом" или "боннским реваншизмом" было сложновато, то запугивали другим – перспективой разгула все время тлеющего народного антисемитизма. А "пряником" была перспектива квотированной интеграции в истеблишмент.

Советской власти были очень нужны и украинцы – незаменимая часть аппарата на всех уровнях. Но именно поэтому с приходом к власти Сталина, сменившего ленинскую модель мессианской "горизонтальной" империи большевистского "халифата", в котором национализм должен был быть погашен высокой степенью культурной автономии, на более привычную модель третьеримского (неовизантийского) московского царства, Украине была объявлена настоящая война.

Голодомор истребил значительную часть станового хребта нации – крестьянства. Волнами шло уничтожение национальной интеллигенции, начиная со сфабрикованного дела "Спилки вызволения Украины".

Чем больше выходцев из восточных областей Украины, прежде всего, из Днепропетровска, рекрутировалось в партийный аппарат, преимущественно в идеологическую область, тем больше усилий предпринималось для русификации украинской интеллигенции, культуры и образования.

Своим успехом первый послесоветский президент Украины Леонид Кравчук был обязан неплохим владением родным языком, что для тогдашнего киевского высокого начальства было редкостью.

Окончательно похоронивший СССР украинский референдум породил довольно сильный заряд антиукраизма в российском политическом классе, все быстрее становящемся реваншистским (за исключением "гайдаровского" сегмента).

Помню как на семинарах в США осенью 1994 года нас – "демократическую" часть делегации от российских партий – поразил лютый антиукраинизм в "центристской" части делегаций (американцы пригласили для ознакомления с основами предвыборных кампаний из России либералов-западников и, как тогда говорили, "цивилизованных патриотов", а из Украины - тоже либералов и национал-демократов).

Но с начала 2014 года антиукраинизм стал таким же консенсусом между властью и "левонационалистической" оппозицией, как и антисемитизм, объединивший в 70-80-е власти и системную "руссконационалистическую" оппозицию.

Просто великодержавная истерика обрушилась на Украину на 45 лет позже, чем на "сионизм".

Советская империя почувствовала себя преданной евреями, когда в 1969 началось движение за выезд в Израиль. И не просто движение, но имевшее – для тех времен непостижимую – наглость открыто обратиться за помощью к Америке и к еврейским общинам на Западе. До этого обращаться к огромному потенциалу американского еврейства из СССР могли только в интересах СССР и по прямому указанию Сталина**.

Для обеспечения нормальной поездки Брежнева в 1972 году, пришлось с весны 1971 года*** начать выпускать. Но одновременно сусловская пропагандистская машина буквально забилась в истерике антисионизма (антиамериканизм свернули – с США начался детант).

Ежедневных ток-шоу не было, но это компенсировали потоком документальных фильмов, душераздирающих передач и ежедневным потоком публикаций.

Весь этот кошмар своей юности я вспомнил, когда с января 2014 года, когда в России поняли, что Майдан уже не рассосется, забушевало.

Периодически сравнивая "антисионизм" с антиукраинизмом, я всегда отмечаю парадоксальность направленной на евреев и на украинцев пропаганды. И тем, и другим сперва многословно объясняют, какие они прореха на человечестве, а потом – гостеприимно зовут вернуться в лоно великого советского (вариант – великого русского) народа. И становится до слез умилительно, что такие негативные элементы так тепло и душевно зовут обратно… вместо того, что бы закатать на строгий режим – или в вязки и поколоть галоперидольчику…

Так что "внутренняя колонизация Украины" - это, преимущественно, попытка ее "культуроцида", ликвидация самостности (демократизма, прежде всего), превращение украинцев в "москалей"*****, в значительно более подготовленную часть истеблишмента (без кадров Могилянской академии Русской церкви даже нечем было компенсировать последствия раскола), а антиукраинизм – это такое выбивание из призывника всего домашнего и человеческого, чтобы он стал эдаким военно-полевым биороботом.

_____________________________________________

* http://www1.ku-eichstaett.de/ZIMOS/forum/docs/forumruss18/10Rjabchuk.pdf

Раннее публиковалась в сборнике "Там, внутри: Практика внутренней колонизации в культурной истории России" (Под ред. А. Эткинда, Д. Уффельманна, И. Кукулина. М.: Новое литературное обозрение, 2012),

** Я имею ввиду агитационную поездку по США Соломона Михоэлса и поэта Ицика Фефера 1942 года, когда они организовали мощнейшее митинговое давление на Рузвельта, вынуждая его к открытию Второго фронта во Франции уже в 1942 году, что, с учетом опыта действий американской армии на юге Италии осенью 1943 года, означало бы для нее полную катастрофу.

*** Предлогом стал символический захват евреями-отказниками приемной Верховного совета СССР на Моховой (сейчас приемная Думы и Совфеда) в феврале 1971 года. Никакого дела о беспорядках не было – были переговоры на уровне Президиума и немедленно выданные первые тысячи разрешений на выезд, в том числе "оккупайцам".

**** Я полностью согласен с Григорием Померанцем, что "москаль" – в первоначальном значении слова - это солдат, а не русский. Знаменитая оперетта Ивана Котляревьского "Москаль-чарiвник" (1819) - это именно "Солдат-колдун", а не "Русский чародей". Москаль = русский - это по-польски с XVI века. Русский – это "кацап", козлобородый, в честь дьяков Алексея Михайловича, объехавших Гетманщину, чтобы с каждой души взять присягу царю Московскому. Строго говоря, "москаль" – это украинец, пошедший на "русскую/имперскую службу". Про восточнорусских же говорили - московит (а про западнорусских – литвак). Гениальный Тарас Шевченко, забритый в солдатчину, не хотел считаться "москалем" и переплел семантику обоих слов "москаль" и "кацап", сделав их синонимами. Однако в ходе эволюции понятий последний термин стал куда более экспрессивным, как "янки" и "гринго".

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены