Охватить всю историю, как и охватить все наследие советского и российского кинематографа задача практически невыполнимая. Именно поэтому "за кадром" первой части остались и важные события, и прекрасные фильмы. Виноват. Задача была не написать фундаментальный труд, а создать хотя бы импульс для каждого читателя, персонально найти, прочесть, посмотреть. Каждый вправе добавить что-то из своих знаний или из виденного, но к одному вопросу я все-таки считаю нужным вернуться. Это к старому спору о том, почему наш – разведчик, а их – шпион.

Известно, что на выстраиванье судьбы В.Путина сильнейшим образом повлиял кинематограф. В этом он не уникален. Многие, увидевшие в 1968 году фильм "Щит и меч" (режиссер В.Басов, авторы сценария В.Басов и В.Кожевников, композитор В. Баснер, текст песен М. Матусовский, в ролях: С. Любшин, О. Янковский, В. Басов, А. Демидова, А. Масюлис, В. Дворжецкий, знаменитую песню "С чего начинается Родина" исполняет Марк Бернес) были поражены и влюблены в этот фильм. Почему? Нельзя утверждать, что фильмов про советских разведчиков не было – это будет неправда. Опять же вспомню "Подвиг разведчика", но превосходство "нашего" над "ихними" было такое сильное, что не возникало равной борьбы, следовательно, не возникало и правды жизни, в которой с обеих сторон действуют профессионалы.

Приведу всего один пример: фильм "Смелые люди" (1950, К. Юдин, сценарий Н. Эрдман и М. Вольпин композитор А. Спадавеккиа, в ролях С. Гурзо. А. Грибов, О. Солюс). Враг Белецкий настолько отрицателен, насколько это возможно. Хотя он уже умен, но при этом обязательно жесток, подл, завистлив, жаден, список отрицательных качеств можно продолжать, но он хотя бы уже не глуп, и это достижение для советского кинематографа того времени. Мастерство сценаристов никуда не деть, даже идеологии и цензуре. Хотя и фамилия Белецкий – указывающая на то. Что персонаж из "белых", т.е. из врагов, и судя по всему из поляков, с которыми тоже не все ясно. И уж конечно из дворян а, следовательно, из врагов. Очень что-то напоминает... Образы шпионов-разведчиков в других фильмах этого периода ещё более ходульны.

Так что же делает "Щит и меч"? Чем он так поражает и проникает в сердце. Правдивостью. Реальностью. Разумеется талантом совсем молодых ещё никому практически неизвестных С. Любшина и О. Янковского. Их дуэт, их молодость, красота, становятся главным лейтмотивом. Они, вместе со своими героями, проживают реальную жизнь. На них отлично сидит форма! Ихняя, вражеская. В фильме даже звучит конкретный комплимент тому, как она, форма, преображает героя. Фактор формы значительно позже будет повторен в телевизионном "Семнадцать мгновений весны" (1973, режиссер Т. Лиознова, автор сценария Ю. Семенов, композитор М. Таривердиев, в ролях: народные артисты СССР – В. Тихонов. Л. Броневой, О. Табаков, Р. Плятт. Е. Евстегнеев. Л. Дуров, Н. Гриценко, В. Лановой, Е. Капелян (голос за кадром), перечислять остальных со званиями пониже не буду, и этой великолепной девятки, плюс Ю. Визбора вполне достаточно). Мода на кожаные черные пальто надолго покорила сердца имущих и воображение неимущих сограждан.

Но вернусь к фильму "Щит и меч". Фильм не одиночка. В это же время. неслучайно возрождается интерес ко Второй Мировой войне. Возвращается нерабочий статус дню праздника. Проходит церемонии создания у Кремлевской стены мемориала вечного огня на могиле "Неизвестного солдата". Молодым и забывчивым прежде напомню, только до 1948 года День Победы является нерабочим днём. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года выходной отменён. Подпись под указом – И.В. Сталин! Вместо Дня Победы нерабочим становится 1 января – Новый год. Только спустя два десятилетия, при Л. Брежневе, в юбилейном 1965 году День Победы снова становится нерабочим днем. На этой волне появляются "Путь в Сатурн" (1967, режиссер В. Азаров, сценарий В. Ардаматский, М. Блейман, В. Азаров, в ролях: М. Волков, Г. Жженов), "Майор Вихрь" (1967, режиссер Е. Ташков, сценарий Ю. Семенов, композитор А. Эшпай, в главной роли Вадим Бероев). Фильмы возникают согласно идеологическому запросу. В. Ардаматский и Ю. Семенов получают доступ к закрытым архивам КГБ и вместе со своими коллегами преобразуют исторические факты в кинолегенды. Из рядов МВД с капитанскими погонами вышел и сценарист фильма "Вариант Омега" (1975, режиссер Антонис-Янис Воязос, сценарий Н. Леонов, Ю. Костров в главной роли Олег Даль), но это уже более поздний период, связанный с расцветом влияния министра Н. Щелокова. Вадим Кожевников – фронтовой корреспондент, дошедший до Берлина, при этом он конечно ниже рангом, чем его прославленные коллеги К. Симонов, И. Эренбург и другие, общающиеся с генералами и маршалами, чаще, чем с солдатами (речь не о 1941, а о 1945). Кожевников, как и В. Гроссман (напомню, автор "Жизнь и судьба") и званием и рангом ниже а, следовательно, ближе к реалиям простого солдата, хотя конечно и они бывали в штабных блиндажа и делили с командующими не только фронтовые, наркомовские 100 грамм. Отсюда, из военного опыта реалии их страниц. Они омыты и потом и кровью солдатской правды войны и слезами потерь. В фильмах, в их героях всё это есть. Чувствуется, герои становятся живыми людьми. Иоганн Вайс – он же Александр Белов (С. Любшин) и Генрих Шварцкопф (О. Янковский) интересны потому, что написаны, сыграны живыми, многогранными. В их судьбах есть развитие и повороты судьбы, которые сложно предсказать зрителю. Такими же предстают и герои А. Демидовой –нацистка Ангелика Бюхер, А. Масюлиса – оберфюрер Вилли Шварцкопф, В. Дворжецкий Ламсдорф (прообраз – адмирал Канарис – шеф Абвера) Они достойные, сильные враги и победа над ними дело сложное, неоднозначное. Такой враг и был на войне – умный, опытный, профессиональный. В фильме множество важных исторических отсылок, фактов. Трагизм судьбы героя В. Басова пытающегося безнадежно, ценой собственной жизни предотвратить трагедию 22 июня. Трагедия судеб балтийских немцев вынужденных репатриироваться в Третий рейх под воздействием нацистской пропаганды. История противоречий между Абвером и СС. Трагедия 20 июля 1944 – покушения на Гитлера подготовленного и осуществленного при участии высших офицеров и чиновников Рейха. Формирование РОА – Русской Освободительной Армии.

И очень важная сцена показывающая, свидетельствующая – война была выиграна антигитлеровской коалицией. Вспомните, пересмотрите на скольких языках обращаются к узникам люди, воевавшие против нацизма. Майор Джалалов! – говорит по русский, как и Белов, и связистка Нина, но дальше звучит и польский, и венгерский, и сербский, и чешский, и немецкий, и конечно язык культуры – музыки-скрипки. Среди узников все и среди победителей все. Почему? Потому, что жизнь должна победить смерть! Не идеология идеологию – увы, это практически безнадежно. Не пропаганда пропаганду, что бывает на тот или иной период, а именно жизнь против смерти. Пафос. Да, но без этого пафоса и без понимания этого нельзя.

Конечно, войну выиграли и разведчики. И проиграли тоже. В тот момент, когда идеология превалирует над профессионализмом, мы все становимся заложниками, а часто и жертвами. Может быть. поэтому лучше, чтобы всем занимались профессионалы. Политикой, дипломатией, журналистикой (не надо путать с пропагандистами – это другая профессия), искусством, всем. Специалисты по всем вопросам есть только в телестудиях на ток-шоу, но это к нашему разговору об истории и о кино отношения не имеет. Честное, правдивое кино – это искусство и его с удовольствием смотрят и помнят всю жизнь. В него играют, но плохо когда игра становится жизнью. Тем более что достичь уровня совершенства киногероев, пока никому не удалось. На то они и киногерои. Разницы между разведчиками и шпионами нет, разница есть между зрителями.

Уроки истории и правду истории нужно знать, а кино нужно любить! Ещё стоит помнить одну крылатую фразу Сталина из Приказа № 55 Народного Комиссара Обороны СССР от 23 февраля 1942 года "...было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается."

Видимо бывают и у кровавых вождей – минуты просветления, а может быть некоторым просто дано хоть иногда заглядывать в будущее...

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter