Я об этом уже писал раньше. Зачем это нужно читателям? Чтобы знать расклад сил в современном мире. Мы живем в очень интересную эпоху. И ждут нас еще более интересные времена. Знаете ли вы, что на 30 мая 2017 года муниципалитеты (горсоветы) 10 американских городов — в штатах Массачусетс и Калифорния, включая гигант Лос-Анджелес — приняли резолюцию с требованием импичмента все-еще-президента Трампа? Сколько еще продержится Трамп? Скорее всего, недолго. И какова будет политика (стратегия) новой администрации США и всего Запада по отношению к путинскому режиму? Скорее всего, она будет определяться формулой "экономическая и дипломатическая блокада". Разумеется, роль экономического гиганта Китая в этой ситуации будет весьма значимой.

И не забывайте, что автор — Ph.D. in Economics (Доктор экономики), профессионально занимающийся макроэкономическими исследованиями Китая (среди прочего) по крайней мере с 1985 года.

Оценка инвестиций в основные фонды

Согласно China Bureau of Statistics (CBS), в 2016 году ВВП Китая составил 74,41 триллиона юаней. А МВФ и Мировой Банк пересчитали этот показатель, с использованием текущего курса юаня, в $11,1 триллиона.

Но этим официальным цифрам верить нельзя, и уже многие годы это знают все серьезные специалисты по экономике Китая. Основой "статистического сжатия" является Завещание Дэн Сяопина (в нынешнем Китае, что Дэн Сяопин сказал или сделал, то и свято): "Скрывайте свои силы. Держите голову ниже (будьте скромней и осторожней). Выигрывайте время." Дэн Сяопин, "великий китайский мудрец", умер в феврале 1997 года, и его указание выполняется неукоснительно, в первую очередь в сфере государственной статистики.

В упомянутом докладе CBS, инвестиции в основные фонды (ниже "инвестиции", одна из трех главных компонент ВВП) в Китае в 2016 году достигли 60,65 триллионов юаней. Эта цифра подтверждается данными о "совокупных инвестициях по 32 провинциям и городам центрального подчинения" за 2016 год. Да и вообще, этот показатель китайская статистика обычно дает правильно.

Вот только сюда не входят инвестиции около 200 миллионов крестьянских хозяйств (не меньше 4 триллионов юаней) и инвестиции в городах "в проекты меньше 5 миллионов юаней каждый", т.е. этак $720.000 (в совокупности не меньше 5 триллионов юаней). То есть полный объем инвестиций в основные фонды в Китае, в соответствии с международной и американской методикой подсчета этого показателя для последующего расчета ВВП, составил в 2016 году примерно 70 триллиона юаней (порядка $10,5 триллионов) или несколько выше. Словом, одна компонента ВВП оказалась почти равной всему ВВП.

Может быть, автор завысил объем инвестиций? Согласно лондонскому еженедельнику "The Economist", потребление строительного песка в Китае составляет свыше 7 миллиардов тон в год или чуть больше 50% мирового потребления. Производство стали в Китае а апреле 2017 года составило 72,8 миллиона тон или больше половины общемирового. А производство алюминия в Китае в 1-м квартале 2017 года составило 8,19 миллионов тон или 55% общемирового. Потребление же обоих металлов в Китае также превышает 50% общемирового. А производство и потребление цемента в Китае превышает 60% мирового объема.

Нетрудно сделать обоснованный вывод, что инвестиции в основные фонды в Китае в 2016 году в самом деле составили не меньше половины мирового объема, то есть $10-11 триллионов (в 2016 году в США и ЕС эти же инвестиции в совокупности приблизились к $7 триллионам). Данные о том сколько в Китае и в мире вводится жилья и нежилых помещений, железных дорог и автодорог, подтверждает авторскую оценку.

Окончательная оценка ВВП

Не хочу утомлять читателей длинными рядами цифр связанных с оценкой реальных объемов розничной торговли и потребительского сервиса, а также государственного потребления в Китае. Скажу только, что впервые я провел не очень квалифицированную оценку ВВП Китая (как и выше, в пересчете по текущему курсу юаня) в 2003 году и получил — для 2000 года — цифру в $1,6 триллиона при официальном показателе $1,1 триллиона. Официальная статистика дала лишь 70% реального ВВП.

В декабре 2012 года, располагая полным набором данных по китайской экономической статистике за 2010 год, я провел очередной детальный анализ (в третий или в четвертый раз) и обнаружил, что официальный ВВП Китая составил 40 триллионов юаней (примерно $7 триллионов, а реальный ВВП, со всеми скрытыми статьями, достиг 66 триллионов юаней (несколько меньше $11 триллионов). Официальная статистика дала лишь 60% реального ВВП, а 40% ВВП спрятала. Я оформил результаты в виде брошюры "Zhongguo kongzhi shijie (Чжунго кунчжи шицзе) — Китай Контролирует Мир) и распространил ее (без регистрации в Библиотеке Конгресса) примерно в 50 экземплярах.

Наконец, детальный анализ проведенный в мае 2017 года (на основе неполного набора данных, но полный набор едва ли существенно изменит выводы) показал, что, для 2016 года, официальная статистика дала лишь 55% реального ВВП. Сам реальный ВВП (все в пересчете по текущему курсу) составил $20 триллионов или, скорее всего, чуточку выше. Но едва ли меньше. Иначе говоря, около $14.500 на душу населения. Не очень много, но выше чем почти в любой стране вне "золотого миллиарда".

В статьях, размещенных на Каспаров.Ru 2-3 месяца назад, я делал сходные оценки, базируясь на количестве проданных в каждой стране легковушек (1 миллион машин, как оказалось, соответствовал, согласно международной статистике, приблизительно $1 триллиону ВВП), на расходах на "внешний туризм" (по новейшим данным, в 2016 году китайцы израсходовали на эти цели $261 миллиарда против $121 миллиарда израсходованных американцами и $24 миллиарда израсходованных россиянами, и на некоторых других показателях.

Можно также указать на совокупные активы банков Китая приблизившиеся в мае 2017 года к $35 триллионам (по данным СBRC — China Banking Regulation Commission), т.е. в два с хвостиком раза больше чем в США.

А если перейти к сфере high-tech, то окажется, что в 2016 году продажа онлайн потребительских товаров (без учета потребительского сервиса онлайн) в Китае выросла на 26% против 2015 года и достигла 5,16 триллиона юаней или около $770 миллиардов. Во всем остальном мире суммарные продажи онлайн потребительских товаров составили примерно столько же. Китай повсюду внедрил компьютерные сети и использует их весьма эффективно.

А недавний успех Китая в добыче (по сути, впервые в мире) "горючего льда" (гидрата природного газа) в Южно-Китайском море? Такое было бы невозможно без "сверх-потенциала" накопленного и в экономике и в научно-технической сфере.

Словом, оценка ВВП Китая в $20 триллионов (еще раз, по пересчету в текущих курсах юаня, без использования "потенциала покупательной способности" местной валюты) не является завышенной.

Некоторые предварительные выводы

Итак, $20 триллионов ВВП Китая против примерно $18,5 триллионов ВВП США в 2016 году. Ничего страшного. Но теперь можно "чуточку" изменить таблицу мирового ВВП составленную МВФ:

— Общемировой ВВП (сумма "ВВП в пересчете по текущему курсу" по всем странам мира), очевидно, окажется равной $84 триллионов, против прежних $75 триллионов.

— Доля Китая в общемировом ВВП оказывается равной примерно 24%.

— Совокупный ВВП Западного мира — США, Канады, Европейского Союза, Японии, Южной Кореи, Австралии — достиг в 2016 году порядка $44,6 триллиона или 53% мирового ВВП. Контрольный пакет Запада в мировой экономике сохраняется!

Последнее время Китай все чаще действует вместе с Западом в решении важнейших проблем — борьба с изменением климата, борьба с терроризмом, а теперь еще и набирающая силу блокада Северной Кореи.

Будет ли Китай действовать совместно с Западом (больше 3/4 мирового ВВП, шутка сказать!) против Путина и Ко? Трудный вопрос, ответ на который зависит от многих факторов. Я настроен скорее оптимистично.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter