"Европа, не продавай либеральные ценности за российский газ"
Вацлав Гавел

Эти слова выдающийся чешский деятель произнес в укор европейским лидерам, не защитившим Грузию от российской агрессии в августе 2008 года. Призыв Гавела, к сожалению, не был услышан: сейчас повторяется история с Украиной. Санкции, введенные ЕС против России из-за захвата Крыма и войны в Донбассе оказываются не только никчемными, но и смешными на фоне расширяющегося сотрудничества Брюсселя с "Газпромом" — главной кормушкой Кремля, подпитывающей его агрессивный, вызывающий курс.

Шенгенские визовые подачки Украине, а также Грузии — как "мертвому припарка" — вызывает лишь чувство стыда и позора за то, что десяти тысяч погибших в Украине можно было избежать, если бы не компромисс, занятый многими меркантильными западными компаниями и деловыми людьми, а также "понимающими Путина" европейскими деятелями, фактически бездействующими против газовой экспансии Москвы. Мало того, что "Газпром" в 2016 году побил рекорд даже советского периода, поставив в Европу почти 180 млрд кубометров топлива, но и небезуспешно продвигает еще один проект, который не только еще больше увеличит зависимость от российского газа, но и подорвет и без того слабые позиции Украины в противодействии Кремлю.

Речь идет о газопроводе по дну Балтики "Северный поток — 2", лоббируемом не только крупными европейскими компаниями под предводительством человека Путина — бывшим канцлером ФРГ Шредером, но и поддерживаемом нынешним германским руководством во главе с А. Меркель. Москва рассчитывает с помощью этого проекта покончить с транзитной ролью Украины, которая обеспечивает так называемый "западный маршрут" экспорта российского газа в Европу, приносящей Киеву до 2 млрд долл. в год. Планируемая мощность в 55 млрд кубометров в год этого трубопровода позволит вместе с действующим "Северным потоком — 1" довести суммарный объем прокачиваемого газа в Европу по "северному маршруту" до 110 млрд кубометров.

Несмотря на то, что "СП — 2" вызывает неприятие главным образом восточноевропейских членов ЕС — Хорватии, Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Румынии и стран Балтии, тем не менее, все же в Брюсселе, по всей видимости, одерживает вверх линия на утверждение этого проекта. Так, по сообщениям западных источников, Европейская Комиссия (ЕК) 9 июня обратилась в Совет Евросоюза с просьбой начать переговоры с Москвой по определению ключевых принципов реализации "Северного потока — 2", несмотря на то, что по этому проекту нет единства среди членов ЕС. В частности, авторитетное канадское издание Narural Gas Europe считает, что это не только противоречит линии ЕС на энергетическую диверсификацию, но и подрывает существующие транзитные маршруты доставки газа в Европу, прежде всего украинский транзит.

Вызывает удивление, что подобное обращение ЕК, которое только вновь вызовет протесты со стороны восточноевропейских стран, было сделано после того как буквально накануне, по сообщению британской Financial Times (FT), президент Совета ЕС Дональд Туск обратился с письмом к главе ЕК Жан-Клоду Юнкеру относительно "Северного потока — 2".

В письме, которое имеется в распоряжении FT, говорится о том, что этот проект противоречит целям ЕС по уменьшению энергетической зависимости от России. Туск, в частности, отметил, что "СП — 2" не в интересах единства ЕС и призвал Комиссию всесторонне подойти к этому проекту. По его мнению, строительство второго северного газопровода не способствует укреплению энергетической безопасности Европы после агрессии России против Украины. Добавим, что президент ЕС является стойким противником нового газпромовского проекта и на прошедших саммитах Союза настаивал на политических рисках СП-2, в отличие, в частности, от Меркель, которая считает его чисто коммерческим проектом.

Движение Еврокомиссии в сторону "СП-2" можно рассматривать как усиление лоббистской деятельности путинской "шестерки" Шредера и компаний, входящих в консорциум по этому проекту. Есть и другие причины, обусловливающие еще большее опутывание Европы газовыми скрепами Кремля. Главная причина — это ошибочное стремление к компромиссу, умиротворению Путина. Не будет преувеличением сказать о том, что Брюссель скорее всего склонится к утверждению "СП-2", тем самым окончательно похоронив иллюзии по уменьшению зависимости от российских энергоносителей.

Проблема в том, что западные концерны продолжают работать с Россией и в России. Многие руководители компаний нефтегазовой отрасли недавно приезжали в Петербург на Экономический форум, где были подписаны различные соглашения — несмотря на то, что нефтяной сектор, наряду с финансовым и оборонным, является объектом западных санкций. Но традиционные способы добычи не попали под ограничения. Представители концернов BP, Shell и Total действуют внутри правовых рамок при продвижении проектов в богатой сырьем России. Можно обращаться к концернам, призывать их отказаться от не противоречащих закону сделок из моральных соображений. Какое-либо судебное оспаривание невозможно. Для этого необходимо ужесточение санкций. В отдельных же странах ЕС все чаще можно услышать призывы к отмене санкций.

Нередко в выступлениях Путина можно слышать слова, полные циничного презрения к Западу и его неспособности уменьшить энергетическую зависимость от России. Чего только стоит издевательская ухмылка кремлевского чекиста относительно европейцев: мол, "что, дровами будете согревать свои дома?"

Конечно, можно говорить о существующих интересах Брюсселя и Вашингтона. Но правда заключается в том, что скрытая агрессия против Украины со стороны Москвы продолжается, также как и постоянный поток оружия, финансов и солдат из России. При этом европейские, прежде всего немецкие, предприниматели могут часами говорить о негативном влиянии санкций, недостатках в сфере торговли по сравнению с Азией и возможной потере рынка, не произнося слово "Украина". Нет даже скрытой критики в адрес Кремля. "Понимание" в отношении Путина прикрывается различными аргументами.

Когда предприниматели, поддерживающие тесные связи с Россией, четко придерживаются кремлевской линии, набившие оскомину противоречащие друг другу разговоры об энергетической безопасности Европы и компромиссе не приведут к новым взглядам и прогрессу. Хотя компромисс и способствует замораживанию конфликтов, наподобие конфликтов, навязанных Путиным Украине, но такой компромисс вызывает только чувство отвращения. Поэтому-то "Северный поток — 2" превращается в позорный проект, а предательство Украины продолжается.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter