Самый известный за границей китайский правозащитник и диссидент, лауреат Нобелевской премии мира Лю Сяобо скончался сегодня в госпитале города Шэньян, куда его некоторое время назад перевезли умирать из тюрьмы на последней стадии рака печени. Он отбывал 11-летний срок за "попытку подрыва государственного строя". Конкретно - за подготовку т.н. "Хартии-08" с призывом к демократическим реформам в Китае. На саммите "двадцатки" в Гамбурге Меркель лично просила председателя КНР Си Цзиньпина отпустить Лю Сяобо на лечение в ФРГ. Однако китайские власти отказали - перевозить, мол, уже поздно, а иностранцам в наши дела лучше не вмешиваться.

Лю Сяобо родился в декабре 1955 года. После окончания университета быстро приобрел известность как литературовед, преподавал в Пекине, а потом уехал на Запад. Однако будущий диссидент немедленно бросил свое место в Колумбийском университете, когда в 1989 году пекинские студенты начали знаменитое затяжное массовое выступление за демократию на площади Тяньаньмэнь. И это полностью перевернуло жизнь обеспеченного научного работника.

После того, как студентов на Тяньаньмэнь размесили танками, Лю Сяобо до 1991 года сел в тюрьму за "контрреволюционную агитацию и пропаганду". Но не образумился. В 90-х годах оттрубил еще три года в трудовом лагере за статьи с осуждением однопартийной диктатуры. В 2000-х почти вплоть до ареста в 2008 году за историю с "Хартией-08" был председателем китайского независимого ПЕН-центра, безуспешно пытавшего отстаивать литературные свободы.

Лю Сяобо, если я не ошибаюсь, – единственный лауреат Нобелевской премии, который не сумел получить ее ни сам, ни через родственников. На церемонии символического вручения награды диссидента заменял пустой стул. Его жена, поэтесса, была немедленно помещена под домашний арест после присуждения мужу Нобелевской премии. Под арестом она находится и сейчас – впрочем, возможно, смерть в госпитале Шэньяна теперь что-то изменит. 
И, наконец, - у себя на родине Лю Сяобо практически неизвестен.

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены