Накануне произошли неоднозначные события, которые подвинули прокремлевские СМИ и всевозможных "экспертов" претенциозно заявить о том, что Россия, дескать, снова становится самой влиятельной силой на Ближнем Востоке.

Путинский гонец Лавров 11 сентября завершил турне по Ближнему Востоку. Он в течение двух недель побывал в пяти ближневосточных государствах: Кувейте, Объединенных арабских эмиратах (ОАЭ), Катаре, Саудовской Аравии и Иордании – в тех самых странах, где за три месяца до этого был американский президент Дональд Трамп. Действительно, как в Кремле могли допустить, чтобы эта поездка Трампа осталось без ответа: ведь суть внешней политики путинской России – это банальный антиамериканизм, стремление вставлять палки в колеса американцам везде, где можно.

Главной страной, где побывал Лавров была названа Саудовская Аравия. Как утверждают некоторые СМИ, теперь короля Салмана ждут в Москве с ответным визитом. Ждут якобы с "арабскими" деньгами и дипломатическими договоренностями, которые могут коснуться сирийского урегулирования. 10 сентября российский министр в саудовском портовом городе Джидда встретился с главой саудовского внешнеполитического ведомства Аделем аль-Джубейром и обсудил с ним эти вопросы.

Судя по комментариям Лаврова, Саудовская Аравия может стать последним крупным геополитическим игроком на Ближнем Востоке, который не требует немедленного ухода с поста президента Сирии Башара аль-Асада. Напомним, что в прошлом месяце в Саудовской Аравии состоялась встреча представителей сирийских оппозиционных групп, в результате чего было достигнуто очередное соглашение о сотрудничестве. Хотя есть сведения о том, что определенная часть сирийская оппозиции искренне обеспокоена "смягчением" позиции Эр-Рияда относительно будущего страны.

Практически одновременно с завершением поездки Лаврова на Ближний Восток пришло известие о том, что Москва и Анкара достигли договоренности о поставке российских систем С-400 в Турцию и подписали контракт. Об этом сообщило РИА Новости, со ссылкой на пресс-службу Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

Ранее президент Турции Р.Т. Эрдоган заявил, что Анкара внесла первый взнос за комплексы C-400. Напомним, что российско-турецкие переговоры по поставкам С-400 шли непросто. Пикантность и комичность ситуации состояли в том, что Эрдоган увязывал этот вопрос со снятием эмбарго на поставку запрещенных в 2016 году к ввозу в Россию томатов. Запрет нанес турецким фермерам громадный урон, который по различным оценкам колеблется в пределах 2,0 – 2,5 млрд. долларов.

То, что на помидорной основе произошло подписание этого злополучного контракта свидетельствует тот факт, что, по мнению "Коммерсанта", со ссылкой на представителей крупных производителей тепличных хозяйств, уже в октябре 2017 года планируется допустить на российский рынок до 300 тысяч тонн турецких помидоров.

Целесообразно отметить, что первоначальная идея поставок С-400 в Турцию принадлежит не Эрдогану, а его московскому "другу", который задолго до самолетного кризиса между двумя странами предлагал туркам купить эти комплексы еще в декабре 2014 года на заседании Совета высшего уровня в Анкаре дабы насолить американцам. Путин тогда уверял, что они намного дешевле американских систем Patriot.

Таким образом, если Эрдоган фактически добился облегчения для своих фермеров, то сделкой с ЗРК Путин прежде всего "решал геополитические задачи" и ему было глубоко наплевать на отечественных аграриев и пресловутое импортозамещение. Тем не менее, сделка "помидоры – С-400" отражает истинный характер российско-турецких отношений, в целом одинаковый конъюнктурный подход к ним лидеров обеих стран.

Итак, турецкий манипулятор-исламист закупил партию устаревших ракетных комплексов, сняв последнее ограничение в торговле с Россией, и в Москве готовятся к "историческому визиту" главы одного из реакционных монархических режимов, имеющего репутацию спонсора исламских террористических группировок. Вкупе с сомнительным присутствием в Сирии это выдается за свидетельство "восстановления влияния" России на Ближнем Востоке. Причем, обложенный санкциями и запретами на внешнее финансирование, "влиятельный" Путин надеется на саудовские средства.

Между тем, хотелось бы напомнить самому влиятельному человеку на Ближнем Востоке по версии российских обывателей – кремлёвскому великодержавному чекисту и его горе-советникам о том, что Эрдоган, меняя западный вектор внешней политики на восточный, тоже рассчитывал на восстановление влияния на территориях бывшей Османской империи и арабские инвестиции. Чем это закончилось – хорошо известно. Он пренебрег одним из важнейших заветов Ататюрка, проводившего реформы европейского типа, о том, чтобы "держаться подальше от ближневосточного болота" (bu batakliktan uzak durmaliyiz).

Теперь Путин совершает ту же ошибку, что и его турецкий коллега по имперским коликам. Проводя вызывающий курс по отношению к цивилизованному миру, ему ничего не остаётся, как окунуться в это болото с целью демонстрации надуманного соперничества с Западом, прежде всего с США. Не задумываясь о том, что государства ближневосточного региона рассматривают это как возможность банального балансирования времён СССР между ведущими державами с целью достижения своих тактических целей и укрепления авторитарных режимов.

И потом в Кремле не следует забывать о том, что природа арабских бедуинов, замешанная на исламе суннитского толка говорит о том, что никакие исторические визиты саудовских королей еще не означает начало их дружбы с христианской Россией и потока нефтедолларов. Самое большое, на что может рассчитывать кремлёвский режим – так это целевые инвестиции и связанные кредиты в отрасли, представляющие интерес прежде всего Эр-Рияду, в частности, в атомной энергетике и временное сотрудничество в формировании мировых цен на углеводороды. Кроме того, серьезным ограничителем для саудовцев является союз России с Ираном – заклятым историческим врагом королевства.

Но самое важное состоит в том, что "восстановление влияния" на Ближнем Востоке происходит на позорном фоне вхождения России в число мировых лидеров по скорости обнищания населения, которое следует из данных Росстата и оценки банка Credit Suisse.

За годы кризиса, согласно официальной статистике, реальные доходы населения упали почти на 14%, потребление сжалось более чем на 15%. По данным ВШЭ, около 40% граждан жаловались на нехватку денег на одежду и еду, три четверти были вынуждены перейти в режим экономии.

На конец 2016 года за чертой бедности, по оценке Росстата, жили 19,3 млн. россиян, или каждый седьмой. Их доходы не превышали прожиточный минимум, составляющий 10678 рублей для трудоспособных граждан, 8136 рублей – для пенсионеров и 9668 рублей для детей. 30% трудоспособного населения получали зарплату меньше 15 тысяч рублей, а больше половины (55%) – меньше 25 тысяч рублей. С 2014 года армию официально нищих пополнили 3,1 млн. человек. По прогнозу Счетной палаты, к 2019-му году к ним присоединятся еще 1,4 млн. граждан.

По оценке Credit Suisse, за 2016 год средний размер благосостояния гражданина РФ (общая сумма всех имеющихся активов) упал на 14,4% и вернулся к отметкам 10-летней давности (10440 долларов на человека). По скорости обнищания населения РФ вошла в тройку мировых лидеров, пропустив вперед лишь Аргентину и Украину.

Такова истинная цена путинского блуждания в ближневосточной клоаке, выдаваемого пропагандой как "восстановление влияния" России на Ближнем Востоке. Только после возврата к сотрудничеству с цивилизованным миром, восстановления европейского вектора развития России можно будет говорить об исторически законном месте России в современном мире.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter