Нет, эту статью позволю себе предложить вашему вниманию не как политолог и политик, а как кинорежиссер и продюсер. Автор фильмов, на показе которых не раз плакали люди в залах. И не только в России. Почему делаю эту оговорку? Потому, что на передаче "Первого канала" "Время покажет" второй режиссер фильма и ведущий в один голос заявляли — на премьере в Кремлёвском (!) Дворце Съездов "...люди вставали и плакали, при этом это были не только девушки, но и повидавшие виды мужчины...". Сразу оговорюсь. "Крым Пиманова" я не видел. Говорить о достоинствах или недостатках не буду. Предложу вам подумать о другом. Но обо всем по порядку.

Я припомнил только одну шумную премьеру в КДС — разумеется, фильма Никиты Михалкова. Больше на моей памяти никто такой чести не удостаивался. Думаю, это говорит о многом. Но не о киноискусстве, а о том, что принято называть пропагандой, и не просто, а политической. Возможно, именно поэтому судьба той очередной серии эпопеи Михалкова в прокате была более чем скромной. Это по ТВ народ клюёт на пропаганду, а в кинотеатрах за свои кровные предпочитает смотреть стоящее кино!

Да, в СССР существовала киностудия Министерства обороны, которая в основном выпускала специальную продукцию для нужд своего ведомства. Ни киножурналы времен Второй мировой войны, ни беспрецедентные в истории кинематографа шедевры советского кино, снимавшиеся с массированным участием войск — "Война и мир" С. Бондарчука и киноэпопея "Освобождение" Ю. Озерова — не снимались на этой киностудии. Всё это делал "Мосфильм". Причем на деньги, выделяемые Госкино, а не Министерством обороны. Таким образом, смело можно констатировать: "Крым Пиманова" — новейшее достижение заказного кино, снятого не на деньги Министерства культуры, а следовательно, изначально ориентированный не на нужды культуры. Да и возвращать такие деньги не надо. Конечно, у Министерства обороны бюджет намного больше, чем все ассигнования на культуру и образование вместе взятые, но целесообразен ли такой расход средств на непрофильные траты, пусть решает Счетная палата. Это ее функция, а мы пойдем дальше.

Вставленное в название "Крыма Пиманова" — "С любимым не расставайся", пожалуй, является одной из самых известных строк в советском искусстве. Возможно, впервые так она была сформулирована, написана поэтом-переводчиком Александром Кочетковым при достаточно трагических и символических событиях в его жизни. Потом эта строка была вынесена в название пьесы известного советского драматурга А. Володина и много лет украшала репертуар многих театров. Прежде всего московского "Современника". Последнее по времени и, возможно, самое массовое явление этих строк наизусть помнят все жители бывшего СССР. В конце бессмертного фильма Э. Рязанова "Ирония судьбы, или с легким паром" они звучат... "С любимыми не расставайтесь!" Не уверен, что искренние строки нужно так беспардонно использовать. Дело не только и не столько в авторских правах, которые вряд ли были соблюдены, и не в имущественных, дело в моральной подмене одних понятий другими. Использование этой строки в слогане фильма, который, конечно, не о любви, хотя любовная история в фильме и наличествует, подменяет любовь человека к человеку, почти как знаменитый слоган "Народ и партия едины" подменял реальности существования в стране.

Пересказанный в телестудии сюжет оригинальностью тоже не блещет. Примерно по таким лекалам построен был сюжет в фильме про грузино-российскую войну 2008 года, да ещё несколько фильмов про войны, снятых не только российскими и советскими кинематографистами разных лет, но и их зарубежными коллегами, и даже в Голливуде, сделаны с использованием этого незамысловатого хода.

Слезы в кино, как и смех, дело хорошее. Для этого даже не обязательно снимать трагический или комедийный сюжет. Например, автор статьи уже практически 50 лет утирает глаза на одной из сцен великого фильма С. Ростоцкого "Доживем до понедельника". Слез этих не скрываю и не стыжусь. Большой режиссер и большие, искренние актёры, разумеется, не без участия автора сценария, оператора и часто композитора умеют достигать подобного эффекта даже без сцен смерти или расставания. Кстати, некоторые могли всплакнуть и на сценах бессмертного рязановского "Берегись автомобиля".

В России снимается кино! Есть даже два профессиональных объединения кинематографистов. Союз кинематографистов Н. Михалкова и "КиноСоюз" — созданный теми, кто не согласен с вертикалью власти и диктатом в профессиональной среде. С честью сообщу читателю, что это имена, прославившие и прославляющие кино. Э. Рязанов, А. Сокуров, А. Митта, А. Смирнов, Г. Бардин, А. Прошкин, А. Герман, Р. Ибрагимбеков, В. Теодоровский, А. Звягинцев, Ю. Норштейн, А. Гельман, Д. Дондурей, В. Досталь, Б. Хлебников, А. Прошкин (мл.), А. Герман (мл.), Е. Камбурова, В. Манский, А. Плахов, В. Матизен, А. Павлючиц, К. Щербаков, Л. Ярмольник, Д. Смирнова, А. Ханютин, А. Миндадзе и многие другие. Сейчас председателем "КиноСоюза" является Алексей Попогребский. Имеет честь в нём состоять и автор. Как граждане и как деятели культуры мы высказывались и будем продолжать высказываться по всем судьбоносным вопросам нашей страны. Всё происходящее касается всех нас. Мне радостно, что никто из коллег подобных "произведений" не делал. Думаю, честней, порядочней — даже делать рекламу прокладок...

И последнее, в качестве информации к размышлению, как говорилось ещё в одном любимом всеми фильме: А. Пиманов автор сценария, режиссер и продюсер "Крыма Пиманова" — известный телеведущий, сенатор Совета Федерации ФС РФ от Республики Тува (напомню, Министр обороны РФ С. Шойгу уроженец этой Республики), член руководства "Общероссийского народного фронта", президент управляющей организации ОАО "Творческое объединение "Красная звезда", продюсирующей продукцию телеканала Министерства обороны РФ "Звезда" — как говорится, список сам за себя говорящий. Уверен, подобную карьеру мечтают повторить многие телеведущие политических и околополитических шоу на главных каналах страны. Один уже стал заместителем председателя Государственной думы РФ. Другие, разумеется речь о мужчинах, тоже рвутся в бой. Так что у зрителей есть много шансов ещё неоднократно побывать в Кремлевском Дворце Съездов на премьерах — вот только имеет ли это отношение к кино — решать зрителю.

***

Немного истории.

Киностудия МО РФ — это уникальное производственно-творческое предприятие, предназначенное для производства и тиражирования военно-учебных, документальных, научно-популярных и технико-пропагандистских фильмов для Министерства обороны (в том числе — содержащих сведения, составляющие государственную тайну).

Киностудия создает наглядные средства обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных сил, раскрывает основные вопросы оперативной и боевой подготовки, знакомит зрителей с достижениями в области вооружения и военной техники, а также освещает другие важные аспекты военной деятельности. Была сформирована в 1960 г. в Ленинграде в целях объединения разрозненных киностудий, кинолабораторий и киноотделов, которые на тот момент действовали в различных видах и родах войск и военно-учебных заведениях.

Первоначально она подчинялась Главному управлению боевой подготовки Сухопутных войск. В 1963 г. киностудия была переведена в Москву на территорию бывшего военного городка ПВО (Выхино). В этом же году в Генеральном штабе была создана киногруппа по планированию создания фильмов для Вооруженных сил. Через семь лет она была преобразована в отдел военно-учебных кинофильмов МО СССР.

В 1985 г. за заслуги в обобщении опыта Великой Отечественной войны, а также за большой вклад в обучение и воспитание личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота киностудия была награждена орденом Красной Звезды. На пике своей деятельности в середине 1980-х годов (годы военных действий в Афганистане) киностудия насчитывала в своем составе 19 офицеров и 516 служащих Советской Армии.

В 1998 г. киностудия перешла в непосредственное подчинение Главному управлению боевой подготовки и службы войск ВС РФ.

Всего за 50 лет своей истории на киностудии МО создано более 5 тысяч фильмов для армии и флота и около 1,5 тысяч частей по заказам, сделанным предприятиями и организациями оборонной промышленности.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter