Точно также как интеллектуальная эмиграция (включая "внутреннюю") часто предваряет будущее социума [привет "нооскопам" всех мастей и изводов], так и отпавшая или полуотпавшая часть державы может стать реализатором исторической альтернативы, отторгнутой остальной системой. И тогда государство борется не с другой страной*, но со своим "другим настоящим".

Вот, например, Каталония сейчас - это вариант Левой Испании, которая 40 лет назад не согласилась бы на "пакты Монклоа", и силами возрожденных коммунистической и социалистической партий добились бы превращения парламентской монархии с культурными автономиями в республиканскую федерацию, возобновив тренд 1931-36 годов.

Очень похоже было в Чечне Джохара Дудаева. 

Именно Чеченская Национальная революция августа-сентября 1991 года была единственной революцией в СНГ, которая полностью удалила от управления партхозноменклатуру (а не предоставила ей возможность перелицеваться в реформистскую политическую силу**), и где попыталась сформировать новый госаппарат из беспартийной национальной интеллигенции. Это был такой путь углубления ельцинской Августовской революции, как его представляла себе Валерия Ильинична Новодворская.

Необходимо отметить, что 27 лет назад, когда был создан Чечено-Ингушский национальный конгресс, чеченцы были одним из самых вестернизированных и обрусевших северокавказский этносов (имея ввиду и многочисленную диаспору), поэтому чеченские социально-политические процессы могли отражать общую вариативность для России, а не быть лишь отражением исламской или кавказской специфики.

________

* Страна для меня - это историческая область, связанная с определённым этносом (или этнической коалицией), который реализует в ней свои политические формы - государственные или протогосударственные. Поэтому в составе державы/империи могут быть несколько стран.

** Подобно тому, как это произошло с фалангистами (т.е. фашистами) Ирибарне, превращенными в Народную партию Рахоя.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены