Ушедший из жизни Виктор Иванович Анпилов был яркой публичной фигурой — трибун, герой улицы, советский человек, раненный крахом советского мира.

"Из коммунистов я только и знаю, что Зюганова и Анпилова", — сказал мне сегодня хороший знакомый, оценив, тем самым, кто есть кто на шкале яркости. И это несмотря на то, что В.И. Анпилов давно прошёл пик своей значимости, который пришелся на первую половину 90-х годов.

Публичный политик — это, конечно, образ. Но это не в меньшей степени идея.

Идеи, которые ярко выразил в первой половине 90-х В.И. Анпилов, были востребованы.

Это был протест против снижения уровня жизни, возмущение обманом демократов, нежелание расставаться с привычным советским миром. Кому-то уход СССР казался случайным, представлялось, что всё может вернуться.

Эти люди нашли в В.И. Анпилове выразителя своих надежд и протестов. Он смог воплотить их в свой образ митингового человека — жестикуляция рукой, крик, обнажающая зубы гримаса на лице. В.И. Анпилов создал свой политический образ, свой театр. И он остается узнаваемым до сих пор.

Но... Ушло время. Растаяли надежды. Идея возврата в СССР — в тот мир, который был когда-то, истощилась. И всем, наверное, теперь понятно, что этого никогда не случится.

Почему так получилось?

Экономический рост разгульных нулевых, рост уровня жизни, новая потребительская цивилизация с дешевыми курортами Турции и Египта сделали большинство равнодушными к тому, что было когда-то в СССР.

Образовался гибрид: ностальгия — да, частичная реабилитация — да, обновленная милитаристская советская повестка — да, но жизнь — в настоящем, с благами российского капитализма.

Этот новый жизненный гибрид и отразился в курсе российских властей в последние двадцать лет.

Это и сделало идеи, которые отстаивал В.И. Анпилов, непопулярными. И сам он постепенно сошел с большой политической сцены. И никакой образ, талантливо им созданный, ничего не мог сделать.

Умерла идея. Давно умерла. Оказалась пустой.

Но ведь недаром В.И. Анпилова в нашей стране знают люди разных политических взглядов, да и не только, наверное, люди из политического мира вспомнят его.

Пьеса может быть плохой. Характер персонажа может быть плохо написан. Но актер может своим вдохновением и талантом оживить пьесу, создать яркий образ.

Идея, которая вдохновляла В.И. Анпилова, давно в прошлом. Теперь нет и его — яркого трубача ушедшего мира, с красным флагом за спиной, плывущего на трибуне в окружении жадно ему внимающих постаревших лиц.

Безжалостная жизнь продолжает своё равнодушное, космическое движение.

Алексей Мельников