Интереса выборы не вызывают. На этой фразе вполне можно поставить точку, но они всё-таки есть, и на них, или точнее в преддверии их, кое-что происходит.

Почему нет интереса? Потому что соревнование, в котором один из участников выступает с большим гандикапом и по своим правилам, отличным от правил, диктуемых другим — скучны. Результат предрешён ещё до начала.

Зачем они вообще нужны в таком виде? Затем, чтобы на международной арене можно было с пылом утверждать, что наша страна — демократическое государство, живущее в соответствии с международными стандартами. Короче, очередная потемкинская деревня, правда, больше адресованная не своему народу, а внешнему миру. Миру, в котором, особенно в националистических и коммунистических прослойках по-прежнему продолжают верить, что СССР, как образец тоталитарного государства, был светлым будущим всего человечества. Свои граждане, кто реально, кто скорее по наитию всё-таки более способны оценить итоги перспективы этого "славного будущего".

Конечно, выборы для граждан страны тоже важны. Потому, что только в этот период власть делает вид, нет, возможно, даже вспоминает, что народ, население, электорат существуют. Вспоминает и подкидывает им кое-каких дополнительных средств на выживание. Кому флажок перепадет, кому кепочка, а кто и курточкой разживётся. О тех, кто за участие в тех или иных "важных" мероприятиях получит вспомоществование в размере 300-500 рублей, я и не говорю. Ещё нужно прибавить армию "бесплатных" волонтёров, которых размещают, одевают, возят по стране, которую они иной возможности увидеть не очень-то и имеют. То есть выборы для народа благо — но не выборное. Есть ещё слой граждан, которые за этот короткий период должны активно пополнить свои карманы — это политики, политологи и политтехнологи всех мастей. Им удается поучаствовать в массовке. Согласно действующим законам или распоряжениям администрации президента получить свою долю из закромов родины, попиариться, всплыть на поверхность и смело потом предъявлять фотографии — я участвовал. К исполнению главной роли все равно никого не допускают. Массовка она и есть массовка. Но с ней веселей. К монотеатру одного актёра публика не настолько приучена.

Ну а теперь, с вашего разрешения, о картинах. Конечно, начать необходимо с главного события. Выступления. Одинокий человек на огромном, голубом фоне — вам это ничего не напоминает? Я с одного взгляда вспомнил знаменитую картину художника А. Иванова висящую в Третьяковской галерее — "Явление Христа народу". Картина самая большая по размерам и, кажется, писавшаяся самое долгое время в российской истории. На первом плане полуобнаженный народ — т.е. говоря простым языком — голый — это символично! За Христом — военные, что полностью было выдержано в обращении к парламенту — в главных 45 минутах все о них, о любимых детях власти — силовиках. Они оплот и уверенность в завтрашнем дне, вот только для мира ли? В любом случае последнее сказанное, да ещё и проиллюстрированное, запомнится надолго. Понимаю, меня упрекнут — сравнение с Богом чрезмерно, согласен, но вы уверены, что те, кто планировали такую картинку и тот, кто в ней с таким воодушевлением участвовал, разделяют наше мнение? Но оставим героя с его свитой и рискнём перейти к остальным действующим лицам данной выборной галереи.

Лоснящийся от удовольствия и самодовольства воскресший из небытия С. Бабурин. Мне больше всего с учетом его текстов напоминает персонажа, стоящего на крыльце на картине В. Перова "Сельский крестный ход на Пасху" или, в крайнем случае, его же картину "Дилетант", обе висят тоже в Третьяковке.

В. Жириновский — бессменный, незаменимый, умница, но всё больше и больше в силу возраста напоминающий другого славного персонажа российской истории — картину "Меньшиков в Березове" кисти В. Сурикова. Нет, ни в коем случае, не намекаю на ссылку Владимира Вольфовича, скорее на то, что очень и очень успешная карьера подходит к концу и, увы, оглядываясь по сторонам, герой понимает: подхватить, продолжить успешность его дела некому.

Ксения Собчак — со своей решимостью, уверенностью как бы сошла с другого полотна В. Сурикова "Боярыня Морозова". Нет, опять сразу оговорюсь, ссылку в Сибирь или острог не предрекаю, уверен, судьба Ксении будет куда приятней, об этом позаботятся и семья, и муж. Дело в другом. В окружении и в восприятии — надеются некоторые, наблюдает большинство, недолюбливают и ревнуют и враги и соперники. Окружение странное, даже случайное, а порой просто порочное (например — Беата Бубенец). Как говорилось в истории "Избáви меня, Боже, от друзей, а с врагами я сам справлюсь" это в качестве пожелания, напутствия. Тогда и посмотрим, куда смогут домчать сани...

Говорить о персонаже "товарищ", сошедшем то ли с карикатур Кукрыниксов, то ли, в лучшем для него случае, с картины К. Петрова-Водкина "Первая демонстрация", нечего, это даже не факир на час, а так, на секунду-другую. Одно слово — карикатура. С сатирой путать не надо.

Г. Явлинский — тут даже полотно подобрать сложно. Возможно, больше всего подошло бы любое изображение Нарцисса с печалью легенды о нём. России необходима демократическая альтернатива, но альтернатива заканчивается там, где самовлюбленность побеждает разум. Да, этим страдает абсолютное большинство наших политиков, да, эту карту умело разыгрывает свита, но стоит иногда пристально посмотреть в зеркало, не кривое... и ты всё поймешь.

Я намерено пропустил П. Грудинина и Б. Титова. Возможно, я ошибаюсь, но при известном стечении обстоятельств они вполне могли бы поменяться ролями. Действительно, винодельческие заводы в Краснодарском крае ничуть не хуже "Совхоза Ильича". КПРФ нашло шанс к своему ядерному электорату попробовать добавить ещё и фермеров, сельхозпроизводителей, юристов земельного права и других, кому опыт, биография, достижения Грудинина могут приглянуться — поживём — увидим. В любом случае соперника в Грудинине увидели серьезного, потому и пытаются всячески очернять. Про Титова лучше всего сказала его политреклама "А что Титов?" — да ничего. Без силы типа КПРФ он ничто, просто хороший человек, немного напоминающий персонажи с картин двадцатых-тридцатых годов начала соцреализма. Главное — чтобы оба эти кандидата не напоминали героя с полотна Б. Кустодиева "Большевик" а то не только город, но и мир будет растоптан.

Вот такое путешествие по картинной галерее и по дебатам и выступлениям нашего спектакля под названием выборы.

P.S. Постарайтесь чаще бывать в музеях — культура, она на многое свет проливает.

Григорий Амнуэль