Перелистывая старую страницу

И увидел я новое Небо и новую Землю, ибо прежнее Небо и прежняя Земля миновали" (Откр. 21:1)

В День Парижской коммуны действительно начинается новый отечественный политический "эон". Буду полностью исчерпаны не только советская, но и послесоветская эпохи.

Исчерпано отношение к России как "ужасному ребенку", который скандально требует своего, но это - свой ребенок. 
Отныне "приручение" Москвы завершается. Начинается "сдерживание" Москвы как врага Запада - в стиле начала 50-х. Точно по "самой длинной телеграмме Кеннана" о том, что Кремль понимает только силу.

Мы узнаем о поддержке Путина не как вождя реакции на Августовскую революцию, но как главы следующего режима - условно "Путин.05", военно-фашистского.

Сутью послеавгустовского "эона" была борьба за спасение линии ельцинской революции, в том числе в виде попыток проводить реформы в рамках путинизма (Путин.01 и Путин.04), и в виде формирования либеральной оппозиции как защитника Августовских идеалов. Но и виде атаки на Ельцинскую революцию со стороны явлинцев, неосталинистов и монархо-фашистов.

Мы увидим итог "явлиниинства" - позднесоветской интеллигентско-диссидентской традиции.

Мы увидим насколько аутентичней для "левой" аудитории оказался "хороший" капиталист, эксплуатирующий сталинскую ностальгию, нежели партийные деятели, выступающие с антикапиталистических позиций. 

Это значит, что буржуазные отношения уже укоренились в сознании и "совковые" массы хотят не социалистического, но социального, патерналистского рыночного государства.

Мы увидим влияние "фронта отказа" - ситуационной коалиции радикальных либералов (неодемократов), радикальных имперцев ("новороссов") и радикальных неосталинистов, исходящих из того, что путинизм - это "оккупационный режим". 

Здесь необходимо отметить, что до этого все политические силы, четверть века склоняющие понятие "оккупационный режим", охотно принимали от режима положение не только самой влиятельной системной оппозиции, но и локальных "партий власти". 
Точно также, как раньше "левые" охотно брали в предвыборные списки спонсоров-миллионеров, но никогда еще миллионер с золотом в швейцарском банке не становился лицом "левых".

И мы увидим потенциал постлиберальной оппозиции, выстраивающей партийные проекты, уже не имеющие никакой преемственности от совинтеллигенции, ельцинского революционизма и либерального (буржуазного) реформаторства 90-х.

Приложение.

Об историчности Иоанна Патмосского

Мой прилежный читатель помнит, что не очень давно я обосновывал* безусловную историчность евангелиста Луки, судового врача, эллина из Антиохии, друга Клеопы - дяди Иисуса (младшего брата Иосифа Обручника).

Я исходил из того, что он - единственный из апостолов, кто дал ту версию притчи о правителе, раздавшем таланты приближённым, в которой упоминается, что тот сделал это перед поездкой к императорскому двору за "ярлыком" на царское (королевское) правление.
Но на всём тогдашнем Востоке так делали только потомки короля Ирода Первого, причём дважды - при Августе и при Клавдии. История широко известная в еврейской среде, где иродиан ненавидели, но совершенно забытая на фоне последующих бурных событий.

И вот теперь об историчности Иоанна Патмосского.

Коллега Михаил Эпштейн в ответ на мой эпиграф из Откровений Иоанна Патмосского о "Новой Земле и Новом Небе" ("Шомаим хадошим веэрец хадошо" - из Исайи, 66:22), привел слова про правление Зверя: " И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?" (Откр. 13:3-4).

Но в этом отрывке очевидно пародийно "отзеркаливается" знаменитый девиз Хасмонеев "Ми камоха баэйлим, Адонай ("Кто подобен Тебе в силе, Господь")**. 

Точно также, как пародийный лозунг А.А. Пионтковского 2001 года "За Путина, за Абрамовича, огонь!" отсылает к "За Родину! За Сталина!" Что мгновенно считывается в постсоветской среде, но является очень сложной остротой для любой другой аудитории.

Картины Апокалипсиса вообще, как известно, "отзеркаливают" Книги Маккавейские. Например, богохульное правление Зверя - три с половиной года - это как раз времена карательных походов Антиоха IV Эпифана Сирийского, значащие для еврейской истории то же самое, что походы герцога Альбы в истории Нидерландов.

Однако так выстроить текст мог только автор, глубоко погруженный в еврейско-мистическую среду, поскольку времена евангелистов были отделены от эпохи Хасмонеев двумя столетиями.

Поэтому, если бы "Откровение" ("Апокалипсис") было бы составлено в эллинистской среде, то в нем вряд ли обыгрывались такие детальные воспоминания о полузабытом антигреческом еврейском восстании. Это ведь как расспрашивать потомков немецких ветеранов Второй мировой войны о том, с каким точно лозунгами воевали русские... 

И вряд ли позднейший составитель "Откровения" черпал бы такие подробности со страниц "Древностей" Флавия, чтобы потом их пародировать.

______

https://www.facebook.com/ihlov.evgenij/posts/1987970977884717

* Это - послушать песню с этим рефреном https://youtu.be/1_tAn5-_caQ

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены