В своей знаменитой лекции "Почему Россия не Европа" Даниил Коцюбинский абсолютно верно выделил ключевое цивилизационное отличие европейской цивилизации — она основывается на правосознании, которое выросло из типа отношений, который был характерен для варваров-германцев и не существовал в античном мире. Правосознание — вот ключевое отличие. Упомянутая Даниилом концепция неотъемлемых прав, о которой я также говорил в своих "Записках либертарианца", немыслима вне западной цивилизации. Преимущество европейской системы ценностей доказано историей — будучи менее культурной, технологически более отсталой, имея меньше ресурсов и находясь зачастую в менее благоприятных климатических условиях, она перегнала в развитии все другие цивилизации.

И после этих замечательных слов Даниил в ответе на вопрос о Каталонии тут же отбрасывает все вышесказанное о европейском правосознании и руководствуется не нормами права, но какой-то революционной целесообразностью — раз милы нам каталонцы, то на нормы права будем плевать, на законы будем плевать, пусть отделяются. Более того, он не останавливается на этом и идет дальше — нормы права и границы устарели, идеология в тупике, в political science застой, а жизнь продолжается, а Крым наш, и Палестина наш, и Каталония туда же.

Я не понимаю, как в одной голове могут умещаться две такие несовместимые концепции. Если мы берем за основу европейское правосознание, с которого Даниил начинал, если мы признаем право собственности нерушимым, о чем Даниил также говорил, то вопрос Каталонии решается вполне однозначно. Ведь что такое Каталония сейчас — это часть Королевства Испания. Королевство Испания — это не личная уния Кастилии-Леона и Арагона под скипетром одного монарха (в этом отличие от Соединенного Королевства). Поэтому вся публичная собственность на территории Королевства Испания принадлежит испанскому народу — это следует и из общих норм права, и из Конституции Испании. Что такое решение об отделении Каталонии от Испании? Это решение части совладельцев совместной собственности выделить принадлежащую им часть этой собственности в натуральном выражении. Является ли это допустимым с точки зрения права? Нет, не является. Является ли это допустимым с точки зрения общественного договора, то есть Конституции Испании? Нет, не является. Всё, вопрос закрыт. Каталония — это не собственность каталонцев, это совместная собственность всех испанцев, равно как и Андалузия, и Астурия, и Кастилия. Если мы говорим о европейском правосознании, то никакого иного понимания ситуации по поводу Каталонии быть не может.

А вообще следовало бы в заголовке написать не "двоемыслие", а "политическая шизофрения". Именно так министр иностранных дел Украины Павел Климкин прокомментировал кашу в голове Ксении Собчак: если она признает аннексию Крыма незаконной, то тогда это не часть РФ и там не может быть выборов президента РФ, в том числе и предвыборной агитации. Точно такой же случай и с Даниилом Коцюбинским: если он признает европейское правосознание отличительной чертой европейской цивилизации, то тогда нужно применять нормы права и к вопросу об отделении Каталонии. И из этих норм права однозначно следует: Каталония — это Испания, пока народ Испании не решил иначе. А Крым — это Украина, пока народ Украины не решил иначе.

Валентин Хохлов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter