Как написано в нашей Конституции, Россия — социальное государство, политика которого должна быть направлена на "создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". К мерам такой политики обычно принято относить борьбу с имущественным неравенством, поддержку социально незащищённых групп населения, а также государственное регулирование социальной, экологической, экономической и других сфер общества. Отдельный вопрос, необходимы ли такие действия со стороны государства или свободный рынок без вмешательства со стороны правительства сможет обеспечить благосостояние граждан лучшим образом. Однако так или иначе и в Конституции, и в заявлениях всех представителей нынешней власти говорится о том, что социальное обеспечение важно.

Но, несмотря на эти заявления, реальное положение дел в социальной сфере плачевное. Размер пенсии по старости в России — 13 тысяч рублей (230 долларов), а размер социальной пенсии — 8,5 тысяч рублей (147 долларов) в среднем. В США средняя пенсия составляет 1328 долларов, в Польше — 350 евро, в Германии и Франции — 1200 евро. Как мы можем увидеть, без учёта покупательской способности разница составляет 5-10 раз. По другим формам социальной поддержки ситуация не сильно отличается: социальная помощь для граждан с низкими доходами составляет, в среднем, 418 долларов в США, 724 доллара в Канаде, 1069 евро во Франции, 384 доллара в Британии. В России малоимущим гражданам вовсе не выплачивается никакой финансовой помощи. Существуют пособия по безработице, но они не превышают 150 долларов в большинстве случаев. Малоимущим семьям предлагаются налоговые льготы, льготы на образование и жилищные субсидии, но, опять же, без прямой финансовой поддержки. Таким образом, различия между программами социальной поддержки в России и других европейских странах существуют и они заметны невооружённым глазом.

Какие же причины у этого всего? Из-за резкого реформаторского перехода от советской политической системы к российской, постсоветской, гражданское общество не развилось достаточно сильно, чтобы граждане требовали улучшения условий социального обеспечения. И из-за этого политики не считают своей задачей решение социальных проблем. Чиновники и иные государственные деятели не настолько неэффективны, как у нас принято считать. Когда речь идёт об удержании власти, они справляются и вообще действуют довольно рационально, потому что считают эту задачу первостепенной. В то же время политики ничего не могут сделать с социальными проблемами. Они стараются избежать этой деятельности, вольно или невольно становясь причиной всё новых и новых социальных проблем, о которых ещё несколько десятилетий назад ничего не было слышно.

Другая причина — это неразвитость негосударственного сектора услуг и почти полное отсутствие социального предпринимательства, а именно, как пишет А.А. Плюхина в статье "Социальная политика современной России: проблемы и тенденции развития" - это "недостаточно развитая инфраструктура поддержки со стороны государства". Оказывать финансовую помощь некоммерческим и благотворительным организациям, как это делают в западных странах, будет намного рациональнее, чем монополизировать социальное обеспечение в руках государства, как это делается сейчас.

Поэтому нельзя сказать, будто главная проблема российской социальной политики — это недостаточное финансирование. На самом деле, Россия является "социальным государством" только на бумаге из-за своей полнейшей неэффективности. Трудно объяснить, почему в системе нет денег на увеличение зарплат бюджетникам или повышение пенсий, в то время как для сохранения рабочих мест на крупных предприятиях, что, фактически, является лишь способом поддержки региональных элит, они есть. Хотя элиты поддерживаются не только таким образом. Очевидно, что в настолько коррумпированной стране большая часть даже тех денег, что выделяется на социальное обеспечение, разворовывается по пути чиновниками и почти полностью не доходит до граждан.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены