Помню, как в конце 60-х мы детьми бегали на американский фильм "Спартак". Его выход на советский экран был крупным событием нашей культурной жизни. Никто из нас тогда еще не знал, что выход этого фильма в США в 1960 году был эпохальным событием не только культурной, но и общественно-политической американской жизни. Он знаменовал фундаментальный ценностный поворот страны влево от морока маккартизма.

Никто из нас не знал ни литературное произведение, по которому был снят фильм, ни его автора. Это был вовсе не Джованьоли, романом которого мы все зачитывались. Это был американский коммунист Говард Фаст, начавший писать свой роман "Спартак" в 1950 году в тюрьме, в которую он попал "за неуважение к Конгрессу" (отказался отвечать на вопросы известной Комиссии). Тогда он был самым издаваемым в СССР американским писателем. Но в 1956 году он вышел из Компартии в знак протеста против подавления Венгерской революции советскими интервентами. Его книги в СССР перестали переиздавать, уже изданные исчезли из библиотек, новые книги не переводили. Роман "Спартак" перевести так и не успели. Он до сих пор не переведен на русский.

А вот фильм по его роману на советский экран все же попал. В 2004 году в США сделали ремейк. Он более подробно и точно передает текст романа. В частности – диалог подруги Спартака с римским оппозиционным сенатором, спасшим ее после поражения повстанцев. Она спрашивает, зачем он это делает. Он отвечает: "Сначала просто хотел отомстить Крассу. Потом подумал. Вы сражались за свободу. А за что сражался мой Рим? За кнут и крест".

К чему это я? Восстания за свободу побеждают не всегда. Восставшие за свободу могут победить тех, кто за кнут и крест, а могут и не победить. Но никогда не победит восстание за кнут и крест. Шанс на победу есть лишь у такого восстания, участниками которого движет стремление к свободе. Стремление добыть, дать права, а не отобрать их. Те, которые провозглашают восстание против тирании, а на деле мечтают отобрать избирательные права у "быдла", сражаются за кнут и крест.

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены