Известный экономист и ярый оппонент Навального Андрей Мовчан рассказал по случаю 9 мая о своем героическом деде, Александре Мовчане - как он воевал в штрафбате, как сначала чуть не умер там от голода, потом чудом не был брошен умирать от ран, но все выдержал, прошел войну, потом поступил в МГУ на мехмат, стал там профессором и т.д. "Обычная" героическая биография, "гвозди бы делать из этих людей". Но нет!

Оказывается, целая толпа комментаторов еще с 2015 года с лупой изучает то, что сказал Мовчан о своем деде, с целью уличить деда и внука во лжи. Якобы "Мовчан все врет", Зачем? "Потому что он пропагандист". Чего он пропагандирует? "Что мы все скоты, а великая Победа на самом деле не великая". Как это следует из рассказа Мовчана, не совсем понятно, но спорящие в этом свято убеждены, поэтому возбуждаются необычайно. 

Спорят отчаянно, хотя и без особого успеха. "В штрафбаты не брали по мобилизации" - нет, оказывается, брали. "В штрафбаты не брали уголовников" - нет, бывали целые подразделения, сплошь состоящие из уголовников. "Дед не мог отступать к Ленинграду в 1942" - мог, и не раз. 

Наконец, откопали некую "справку" о "боевом пути" Мовчана-деда и начали ею радостно трясти - "смотрите, смотрите - тут нигде не указано, что Мовчан А. вообще был в штрафбате! Это доказательство, Мовчан-внук врет!" Радости "разоблачителей просто нет конца.

Никому не пришел в голову вопрос - а могло ли быть указано в официальной биографии профессора МГУ в советские годы, что он служил в штрафбате как сын врага народа? Или биографию ему для такого дела "поправили"?

Для примера, как такое возможно, возьмем вот такую "биографическую справку" из БСЭ - Большой Советской Энциклопедии:

"Королёв Сергей Павлович
Королёв Сергей Павлович Королёв Сергей Павлович [30.12.1906 (12.1.1907), Житомир, ≈ 14.1.1966, Москва], советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР (1958; член-корреспондент 1953), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Член КПСС с 1953. В 1924 окончил в Одессе профессиональную строительную школу. С 1927 работал в авиационной промышленности. В 1930 окончил Московское высшее техническое училище и одновременно Московскую школу лётчиков. С июня 1930 старший инженер ЦАГИ. Разработал ряд конструкций успешно летавших планёров. После знакомства с К. Э. Циолковским и его работами К. увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. В 1931 совместно с Ф. А. Цандером участвовал в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД, Москва), которую возглавил в мае 1932. В ГИРДе была построена и в августе 1933 запущена первая советская жидкостная ракета "ГИРД-09". После слияния в конце 1933 ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и образования Реактивного института (РНИИ) К. был назначен заместителем директора по научной части, а с начала 1934 ≈ руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. В 1934 была издана его работа "Ракетный полёт в стратосфере". Им был разработан ряд проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланёра РП-318-1, впервые в СССР совершившего полёт под управлением лётчика В. П. Федорова (1940). В 1942≈46 К. работал в ОКБ заместителем главного конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолётов жидкостными ракетными ускорителями. Дальнейшая деятельность К. как руководителя крупного коллектива была направлена на создание мощных ракетных систем.

В истории освоения космического пространства с именем К. связана эпоха первых замечательных достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант большого учёного позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих научно-исследовательских и конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи К. получили широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космическое пространство. Ракетно-космические системы, во главе разработки которых стоял К., позволили впервые в мире осуществить запуски искусственных спутников Земли и Солнца, полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, произвести мягкую посадку на поверхность Луны. Под его руководством были созданы искусственные спутники Земли серий "Электрон" и "Молния-1", многие спутники серии "Космос", первые экземпляры межпланетных разведчиков серии "Зонд". К. воспитал многочисленные кадры учёных и инженеров. В 1957 К. присуждена Ленинская премия. Награжден 3 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями. Имя К., как одного из основоположников практической космонавтики, присвоено крупнейшему образованию (талассоиду) на обратной стороне Луны.


Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены". ВСЁ!

Есть в этой "биографии" хоть слово о том, что Королев был арестован и приговорен к 10 годам как "троцкист"? Что он сидел на Колыме, в ГУЛАГе и стал там страшным доходягой? Что он переболел в лагере цингой? Что ему сломали на допросах обе челюсти? Что с Колымы его вытащил Берия, но он был отнюдь не освобожден, а работал в "шарашке" - то есть ОКБ, где он был заместителем главного конструктора двигателей, было ОКБ тюремного типа?

Ничего этого в биографии нет - потому что советским людям знать такую травмирующую их нежные души информацию не полагалось.

Дискуссии с совками - это чистый восторг. 

Алексей Рощин

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены