Ирония в том, что старательно создавший себе репутацию поборника гражданского общества, Алексей Кудрин обречен стать "визирем" именно в тот момент, когда путинизм окончательно перешёл юридическую грань по превращению в тоталитарное общество.

Я имею ввиду законопроект №464757-7 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", в соответствии с которым криминализировано не только разоблачения преступлений режима, но и вообще обсуждение нарушений Эрэфией международного права, и даже - сотрудничества с нарушителями таковых: предоставление рекомендаций и передача сведений, которые "привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц".

Ведь это даже простое журналистское разоблачение тайной доставки германских турбин в Крым или деятельности "фабрик хакеров".

А уже тем более операций наёмников в Украине и Сирии. 
Поскольку находящиеся за границей общественные деятели и журналисты продолжат свои разоблачения, то уголовные дела надёжно закроют им путь назад. Даже не фабрикуя дела о контрабанде или о причастности к деньгам Ходорковского...

Такой стандартный советско-фашистский закон.

Некоторые успокаивают себя тем, что авторов обычных публикаций и выступлений прикрывает оговорка о "передаче", а не о "распространении" сведений, и что опасаться нужно только составителям докладов, направляемых во вне страны, и участником экспертных исследований.

Поэтому коллега Елена Лукьянова предлагает называть его "Законом Владимира Кара-Мурзы". Хотя я бы предложил название "Закон Карла Осецкого", о чем скажу дальше. 
Хотя "Закон Вила Мирзаянова" (в честь отважного разоблачителя программы создания российского химоружия) - тоже хорошо!

Однако все решит "правоприменительная практика", и очень скоро выяснится, что привлекают и за подготовку "информационного сырья" для иностранных медиа и для составителей докладов, и за публикацию "тенденциозно подобранных фактов" в период обсуждения вопроса о санкциях (а это - теперь постоянный процесс). 

Мы ведь тоже еще лет 5 назад не могли себе представить, что публикация социологических исследований - это "политическая деятельность", "организацией несогласованной непубличной массовой акции" станет выступление уличного музыканта (слушатели ведь собрались), а оскорблением чувств верующих - атеистический твитт.

Сравним.

Вот печально знаменитая статья 70 УК РСФСР (Антисоветская агитация и пропаганда), заменившая жуткую 58-ю статью:

"Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания - наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или ссылкой на срок от двух до пяти лет.

Те же действия, совершенные лицом, ранее осужденным за особо опасные государственные преступления, а равно совершенные в военное время, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки".

(в ред. Закона РСФСР от 25.07.62 - Ведомости ВС РСФСР, 1962, N 29, ст. 449)"

Но в советском законе была оговорка о "клеветнических измышлениях". Здесь же наказывается распространение правдивых данных, даже формально признаваемых таковыми.

А вот эти формулировки сталинского законодательства: 

"58-3. Контакты с иностранным государством в "контрреволюционных целях" или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путём интервенции или блокады караются по статье 58-2.
58-4. Оказание помощи "международной буржуазии", которая не признаёт равноправия коммунистической системы, стремясь свергнуть её, а равно находящимся под влиянием или непосредственно организованным этой буржуазии общественным группам и организациям в осуществлении враждебной против СССР деятельности: наказание аналогично статье 58-2
58-5. Склонение иностранного государства или каких-либо в нём общественных групп, к объявлению войны, вооружённому вмешательству в дела Союза ССР или иным неприязненным действиям, в частности: к блокаде, к захвату государственного имущества, разрыву дипломатических отношений и другим агрессивным действиям против СССР: наказание аналогично статье 58-2".

Преследование за разоблачение преступлений - это та же норма, по которой судили лауреата Нобелевской премии мира писателя немецкого Карла фон Осецки, осужденного в 1931 году за разоблачение нарушения Германией запрета Версальского договора на создание (с помощью СССР, естественно) тяжелой бомбардировочной авиации. Но Карл Осецкий формально выдавал "гостайну", здесь же наказание будет за разглашение несекретных сведений. И не за разглашение - за публицистическое обсуждение темы!

Дело в том, что "сислибы", недавно опять проклятые коллегой Андреем Илларионовым, могут успокаивать свою совесть тем, что не допустили широкомасштабную интервенцию в Украину ровно 4 года назад, когда Одесская трагедия создавала для этого идеальный психологический фон. Что не допустили обрушения финансов в случае обращения Путина к рецептам деятелей Изборского клуба.

"Новичок" можно списать на инициативу отдельной фракции в разведке. В конце концов в демократической Франции в июле 1985 года президент Миттеран отдал приказ разведке взорвать близ Окленда яхту "Гринпис" "Rainbow Warrior", "Воин радуги" (один человек погиб!), когда была угроза ядерным испытаниям на атолле. 

Демонстрантов бьют во всем мире, а эксцесс с нагайками все дружно осудили даже казачьи организации.

Но этот законопроект - уже одобренный Верхсудом, несмотря на вопиющую антиконституционность (свобода выражения мнения) - роковая черта юридического оформления преследования любого политического диссидентства. 

Ведь санкции против Москвы введены и за нарушения прав человека, следовательно, выявление этого тоже может быть расценено как "вредительство". И заявления о нелегитимности итогов "выборов"!

И как раз в 47-ю годовщину публикаций "Бумаг Пентагона" ("Pentagon Paper") и решения Верховного Суда США о праве газет их печать, несмотря на гриф "секретности". И к выходу на экраны Спилбеговского "Секретного досье" об этих событиях.

Так что Кудрин очень не вовремя идет ко двору, покидая Комитет гражданских инициатив. Чем тут успокоить либерально-интеллигентскую совесть - тем, что не дал разворовать средства на путинские "вундервафли"?

Не зря же Учитель Кун говорил, что бывают времена, когда стыдно не быть при дворе, но бывают времена, когда стыдно при нем быть...

Зато какая палитра законов! 

"Закон Сидякина" (фактическое восстановление разрешительного характера уличных акций в духе "больше трёх не собираться"), "Закон Царя Ирода" (о запрете усыновления в США), "Закон Ходорковского-Навального" (запрет судимым участвовать в выборах), "Закон Дадина" (три административных наказания за нарушения правил проведения массовых акций в течении года - уголовное преступление). Теперь будет Закон Карла Осецкого.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены