Популярность репрессивного подхода к наркополитике (будь то США, Россия или отдельный город Екатеринбург) связана с тем. что публика плохо понимает, как работает механизм зависимости. Интуитивно кажется, будто т.н. “тяжелые наркотики” - это некий универсальный ключ, который мгновенно отрубает волю и разум, превращая человека в зомби, способного думать лишь о дозе. Но в действительности  те же опиаты используются в качестве обезболивающего, не превращая никого в наркомана - для того, чтобы довести себя до скотского состояния требуются месяцы целенаправленного злоупотребления (об этом, в частности, писал У. Берроуз в автобиографической повести “Джанки”, а уж он-то понимал о чем речь).

На эту тему есть отличное видео Kurzgesagt. Эксперимент с крысой, который они упоминают, проводил психолог-бихевиорист Б.Ф. Скиннер - сажал животину в темный ящик (скиннер бокс), где не было ничего кроме источника морфия, в результате чего крыса упарывалась до смерти. Многие годы это использовалось в качестве подтверждения, что наркотики есть нечто такое, чему невозможно сопротивляться, а потому - только суровые запретительные меры. Но затем канадский психолог Брюс Александр додумался поместить крыс в нормальные условия (еда, игрушки, общество других крыс) и предложить им тот же источник морфина - в таком “крысином парке” желающих злоупотреблять нашлось совсем немного.

Именно поэтому наркозависимость проблема не индивидуальная, а социальная - она возникает в тюрьмах, в депрессивных американских гетто, на окраинах химмашей-уралмашей. В общем, там, где жизнь похожа на беспросветный “скиннер бокс” - где нет будущего, нет перспектив, а есть только высочайший уровень стресса и бесконечное отчуждение. И это вы предлагаете “лечить” при помощи запретов, стигматизации и насилия? Понятно, почему представление о социальной природе наркозависимости не пользуется популярностью у публики. Ведь в этом случае и семьям зависимых придется задуматься о том, что же они делали не так, и властям - нести ответственность. Куда удобнее спихнуть ответственность на тех, кто сторчался и умер, оказавшись самым слабым (а то и просто невезучим) звеном в цепи. А еще лучше - на химическую субстанцию, объявив неодушевленный белый порошок источником всех наших социальных бед.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены