Пока в СМИ безраздельно царит фрезеровский культ умирающего и воскресающего Бабченко, напомню, что есть человек, который ныне действительно страдает - это Олег Сенцов. Крымский режиссер, который в 2015-ом году был осужден по сфабрикованному делу о терроризме, в рамках кампании силовиков по нарезанию статистики на горячей крымской теме, приговорен к 23 годам лишения свободы. Две недели назад он объявил голодовку с требованием освобождения всех украинских политзаключенных в РФ.

Голодовка - старый способ протеста. Самая известная - это, пожалуй, голодовка заключенных членов Ирландской республиканской армии, которые в 1981-ом году требовали признать себя военнопленными (а не просто преступниками). Бобби Сэндс и еще десять человек уморили себя голодом до смерти - они голодали 60-70 дней, став после этого национальными героями для ирландских католиков. В 2008-ом об этом вышло сильное кино под названием Hunger. Но эта голодовка не оказала эффекта на британское правительство. Маргарет Тэтчер была непреклонна: “преступник - это преступник”. Почему? Потому, что сложно заполучить моральное превосходство, если вы представитель ИРА - организации изначально выбравшей насилие в качестве метода борьбы.

Это отличало голодовки ИРА от голодовок Ганди. В этом тексте автор, политолог из Йеля, пишет, что формат ненасильственного протеста, ныне переживающий второе рождение, по дороге утратил один ключевой момент - понимание важности страдания. И Махатма Ганди, и Мартин Лютер Кинг делали ставку на убеждение, однако оба сознавали, что убедить общество не так-то просто - даже сторонние люди, не говоря уже об оппонентах, будут подозревать вас в эгоистических, корыстных мотивах. Поэтому обращаться следует не к разуму, а к чувствам. Наглядно демонстрировать, что потерять вы готовы больше, чем можете приобрести. Ганди называл это “тапас” - готовность протестующих стоически терпеть насилие, доказывая, тем самым, нравственность своих устремлений. Это является выходом из замкнутого круга ресентимента, антагонизма и ненависти.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены