Попытка досмотреть хоть один российский фильм последних лет до конца потерпела неудачу... Вот и "Притяжение" члена "единой россии" Бондарчука не смог осилить. Хоть и свежий фильм - 17 года. Общее впечатление таково - тошнотворное сочетание махровой конъюнктуры, претензий на фестивальный западный успех и гопничества - как стиля русской жизни.

Желание "доверенного лица" путина пройти по лезвию ножа - между стилистикой "Пятого элемента" (инопланетяне, звездолет, девочка-спасительница нации), показом полицейского беспредела с разгоном москвичей (фестивальный формат требует "злободневности") - и "поэмой" во славу местных гопников "на раёне", которые и кидаются на защиту родины и справедливости, - это сочетание вполне в стиле Бондарчука. Да и путинской "интеллигенции" в целом.

Жажда западного успеха, паразитирование на западной кино-эстетике (в качестве "обложки") - при абсолютно тупом и примитивном содержании "русской жизни" в центре сюжета.

Это очень "русское" кино автора, мечтающего сорвать аплодисменты в Каннах или в Берлине, - оставаясь верным философии "русского мира" с его культом хамоватого гопника. В каком-то смысле, кино от Бондарчука - это модель "путинизма" в целом - с мечтой о западном признании (влиянии) - при хамоватости, архаике и тупости политической морали. Как эти вещи могут сочетаться в голове - загадка века.

Над Москвой сбивают некую "тарелку", в красочных руинах (снятых в стилистике "Сталкера") застял звездолёт, а инопланетяне разбежались по Москве. Власть вводит военное положение и разгоняет бестолковые толпы, полные провокаторов с камнями. Камни летят в полицию, полиция молотит дубинками сатанеющий, бестолковый охлос, - и только отважные русские гопники "с раёна" кидаются разнимать мужиков и тёток с ментами ("вы чё творите, братва?") , - за что и получают по мордасам от конных полицаев с "космонавтами".

Случайно пришибив из пистолета в ходе своих приключений инопланетное существо, эта гоп-компания терзается сложным выбором: сдать его "тушку" властям, загнать "за бабки" или распилить на задворках.

В перерывах между мордобоем и братаниями "братва" спасает родину под руководством главной героини, - которая (разумеется) оказывается тоньше и умнее этих туповатых "мужиков". (Бондарчук - вполне галантен, "пропуская женщину вперёд"). Тоньше, - но без фанатизма.

Прежде всего, героине надо доказать, что она не "тёлка". Тут, пожалуй, самая реалистичная часть фильма, где интонация истерики и взаимной агрессии, череда тупого сленга и пьяных объятий - прямо выливаются из души режиссёра - в виде до боли родных картин. Диалог примерно такой.

- Это ты своей тёлке будешь говорить, поЯл?
- Ты кого, б..., тёлкой назвал, сука? 
- А чё? Конечно, тёлка.. 
- Ты чё, какая тёлка? Она, б..., моя деУшка любимая, Ты меня поЯл, уррод??

Кидаются друг на друга, мордобой и крики. "Тёлка" мрачно истерит в сторонке, требуя прекратить. Наконец, героев разнимают.

- Это моя девушка любимая.. Я её люблюю...!!! 
- Так и я тебя люблю... Ты чё? (обнимаются, утирая кровавые сопли).

И так весь фильм. "Ты чё?" - "Да ничё.." - "Кому сказала, козёл?" - "У меня папа главком, он тебя урроет" - "Надо его спасти. Типо, обязана я ему.." (врываются в клинику, делают переливание крови инопланетянину). "Ты чё, коли давай уже.. Типо, в обмороке што ли?" И так весь фильм - с бесконечными "типО", "козёл" и "ты чё?".

Самое смешное, что и при отсутствии сленга, весь интонационный рисунок типичного российского фильма построен на чередовании этих штампов. Агрессия и "сопли" - в их бесконечном сочетании. Полутонов, иронии, богатства интонаций, чувств и отношений - здесь не существует.

Бедолага Меньшиков (в роли "звёздного состава") явно не в своей тарелке, играет не пойми кого, - "главкома", сбившего "тарелку" (моложавый и подтянутый - а`ля натовский генерал без брюха), в окружении "крутой" военной техники и "элитных" войск в новейшем "прикиде". Реклама "военной мощи" - на должном уровне.

Дочка пробивается к папане в момент экстренного совещания, сказавшись беременной.. Папаня отменяет совещание и буравит дочь глазами по 30 копеек. Дочка стягивает с шеи "главкома" пропуск и на пару с пришельцем проникает на секретный объект, уводя из-под носа у охраны деталь со сбитой "тарелки". "Тревога!!! Это не главком!!" - орут секретные сотрудники, гоняясь за инопланетным героем, но тот уже "просачивается" сквозь посты и военные цепи, скрываясь в комнате героини...

Ушлая героиня начинает кокетливо прибирать кровать и подёргивать очи флёром.. Пришелец, воплотившийся в московского юношу модельной внешности по имени Харитон, говорит ей о любви и смерти, вечной жизни и прочих "вселенских" делах. Как любой нормальный юноша, севший на постель с приятной девушкой..

И на этом месте (не дожидаясь фразы: "Ну, чё делать будем, Харитоша?") я решил, что с меня хватит. "Бондарчука" и всей этой "бондарчуковщины".. Вырубил, к чертям собачим, всё это "Приятжение".

Папа режиссёра был намного талантливей в жанре научной фантастики. Хотя "Молчание доктора Ивенса" с его актёрским участием - было в своё время такой же "совковой" поделкой на потребу "борьбы за мир".

Честно могу сказать: не знаю, чем дело кончилось. Вернулась ли сбитая "тарелка" на орбиту, спасла ли героиня родное отечество от посланцев "развитой цивилизации".

Но будь я на месте "цивилизации", я бы с недоразвитым отечеством никаких контактов больше не имел. 

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены