Йемен, группировка "Ансаралла" (хуситы). Фото: tikroot.com
  • 24-07-2018 (10:49)

"Письмо счастья" от хуситов

Блогосфера о просьбе лидеров непризнанного правительства Йемена к России об оказании помощи

update: 24-07-2018 (14:01)

Председатель Верховного политического совета Йемена (непризнанного правительства группировки "Ансар Алла", чаще именуемой "хуситами", контролирующей север страны) Махди аль-Машат написал письмо президенту России Владимиру Путину. В письме содержится просьба о помощи в разрешении многолетнего военного конфликта. Комментаторы в блогосфере выражают догадки о том, что случится, если Россия втянется в еще одну войну на Ближнем Востоке.

Паблик "Радио Свобода":

"С просьбой о помощи к Владимиру Путину обратились йеменские повстанцы-хуситы, союзники Асада, Ирана и "Хизбаллы". "В Йемене сохранилась память о дружбе с СССР. Больше на юге, где существовала Народная Демократическая Республика Йемен. Есть общее восприятие — что Москва всегда стоит во главе сил "антиимпериалистического блока".

"Кажется, я знаю, куда теперь поедут "ихтамнеты", — пишет Дмитрий Шагиахметов.

По теме
НОВОСТИ

Егор Седов:

"Ну что, Россию просят вмешаться в еще одну войну. На сей раз — в Йемене.
Если что, Йемен является целостным государством только на карте. Да и то, если это — не карта боевых действий. А так — то же, что в Сомали. Группировки и группировочки, воюющие друг против друга.
Вообще, мирные годы в Йемене можно по пальцам пересчитать. Если Южная Корея — это страна президентов-зеков (в основном, за коррупцию), то Йемен — рекордсмен по убитым и казненным лидерам. Плюс — религиозно-клановая чересполосица. Плюс — иностранная (саудовская и не только) интервенция. 
Не знаю, кто там вообще живет. И можно ли там жить.
И вот в эту страну призывают сунуться. Призывает повстанческая группировка — непризнанная, но контролирующая столицу страны и почти весь север (в принципе, вот это деление на Северный и Южный Йемен всегда казалось странноватым — скорее уж, западный и восточный). 
Т.е. мало Сирии. Мало Донбасса. Еще куда-то надо...

Между прочим, группировка — резко антиизраильская. Предыдущего президента (диктатора, конечно) убили именно они.

Ну как, прекрасные, я считаю, союзники! Лучше и не выдумать, да уж..."

Он же:

"И еще о Йемене. Об "антиимпериалистической солидарности" и СССР хуситы помнят. Помнят ли они другое: первым делом Советы, вторгшиеся в Афганистан, ликвидировали того, кто их туда звал. Первым делом, первой же спецоперацией!
Ну, и в Южном Йемене: поддержали одну группировочку против другой, дело закончилось большой резней и стрельбой (лидер промосковской группировочки в той стрельбе — прямо на политбюро! — был смертельно ранен), пришлось эвакуировать советских граждан... Веселая страна этот Йемен, ничего не скажешь... Солидарность — такая солидарность".

"Просят Путина, а расплачиваться придётся гражданам России. Обидно как-то", — пишет Владимир Маслинковский.

Андрей Никулин:

"Вот уж куда точно лезть не стоит.
Хотя ветераны Народно-Демократической Йеменской республики уже потирают ручонки, вспоминая базы на Сокотре и в Адене.
Не будет вам ни Саны, ни Адена, одна дикая грызня и контры с саудитами.
Единственный шанс, если об услуге попросит сама Аравия, чтобы красиво выйти из конфликта, но шансы на это пока малы, да и кроме саудовцев там немало сил, примирения не желающих вовсе".

"Надо, надо залезть. Скорее бы все авантюры навернулись, вместе с режимом", — пишет Елена Тиманова.

Янина Рижска:

"А с Марса мы ещё посланий не получали о помощи? Странно. Хрущев обещал яблони на Марсе вырастить, может что не так пошло".

Эль Мюрид:

"Письмо счастья.

Председатель Верховного политического совета Йемена Махди Аль-Машат написал письмо президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь в разрешении военного конфликта в Йемене.

Само по себе письмо особого интереса не представляет: руководство "Ансар Алла" (точнее, его представители в квазигосударственных структурах Северного Йемена) рассылает такие "письма счастья" довольно регулярно и самым разным руководителям разных государств. Суть довольно очевидна: хуситы стратегически обречены, коалиция ЛАГ, воюющая с ними, несмотря на пробуксовку и сложности, действует с методичностью бульдога, "подрезая" линии снабжения повстанцев. Ансар Алла держится на двух основных факторах — массированной помощи из Ирана и внутрийеменском племенном факторе. Оба фактора выглядят крайне неустойчивыми, и если коалиция ЛАГ сумеет (точнее, не "если", а "когда") окончательно решить вопрос с блокадой севера Йемена, то рассыпется и сложный союз между племенами и Ансар Алла. Поэтому и письма — а вдруг.

Естественно, кроме писем хуситы соблазняют потенциальных партнеров и разного рода обещаниями. Делегация севера Йемена дважды за последние пару лет приезжала в Москву, соблазняя предложениями предоставления прав на разработку нефтяных и газовых месторождений Йемена после победы. Правда, в плане наличия нефти и газа Йемен — чрезвычайно бедная страна, скребущая по донышку месторождений, так что предложение не слишком заманчивое.

Однако ценность Йемена не в нефти и газе. И даже не в черном рынке оружия (Йемен — крупнейшая площадка Ближнего Востока по торговле всем, из чего можно убивать себе подобных, для наших руководящих мафиози это, без сомнения, гораздо более интересное предложение). Йемен важен своим инфраструктурным (как принято говорить) положением. Баб-эль-Мандебский пролив контролирует вход и выход в Красное море, и его ценность ничуть не меньше Ормузского пролива и Суэцкого канала.

Хитрость йеменского конфликта в том, что он, по сути, зеркальное отражение сирийского. В Йемене тоже есть законный, но нелегитимный президент Абу Раба Мансур Хади, бывший вице-президентом при Али Абдаллы Салехе, и назначенный на пост президента после его ухода в 2012 году. Мансур Хади должен был быть временным, "кризисным" президентом со сроком полномочий всего лишь в 2 года. Его задачей было проведение национального диалога и проведение легитимных выборов в 2015 году. Диалог не удался, выборы не проведены, у Мансура Хади истекли полномочия, но нового президента как не было, так и нет.

Как и в Сирии, законный, но нелегитимный и не признаваемый внутри страны президент, чтобы удержать власть, пригласил иностранных интервентов — коалицию ЛАГ и суданских наемников — поддержать его режим. Так же, как президент Сирии пригласил иностранных оккупантов (вначале иранские бандформирования, затем российских интервентов) для того, чтобы переломить ход гражданской войны в свою пользу.

С другой стороны против этого законного, но нелегитимного президента и коалиции иностранных интервентов воюют местные формирования. Формально — национально-освободительные силы. Фактически — исламисты весьма радикального толка. Целью движения Ансар Алла является провозглашение йеменского имамата — жестко-клерикального государства со всеми сопутствующими ему атрибутами — шариатом, средневековой дикостью и прочим набором полезных штук. Разница с Сирией только в одном — имамат шиитский, когда в Сирии разные исламисты намерены строить разные по степени радикальности суннитские образования (но точно такие же клерикальные — от свирепого Исламского государства до чуть более мягких проектов Джебхат ан-Нусры или салафитского проекта Джейш аль-Ислам). Так что обе стороны йеменского междусобойчика одна хуже другой, если откровенно. Мне даже интересно, что в России йеменский конфликт освещается с заметным сочувствием в сторону хуситов, что можно объяснить лишь полным непониманием того, что вообще происходит в Йемене. Это примерно как если бы сочувствовали и болели за Исламское государство или боевиков Джебхат ан-Нусры, подбадривая их "Давай-давай!"

Фактически Путину предлагают вписаться в еще одну гражданскую войну на Ближнем Востоке, но теперь уже на стороне террористов-исламистов. Единственное, что и в этом случае Россия, если начнет еще одну войну, она будет воевать снова за шиитов в их войне против суннитов. Для страны с 14-миллионным суннитским населением, как в России, это, безусловно, будет гениальное решение.

С высокой долей вероятности, правда, Кремль вряд ли будет рассматривать вопрос о помощи хуситам — и не потому, что имеет с ними какие-то разногласия, а потому, что сил уже нет. У могучей России вряд ли хватит пороху послать в Йемен даже батальон пехоты и эскадрилью самолетов — тут в Сирии авиабазу охранять нечем, какой уж вам Йемен. Хотя, безусловно, может дать отмашку каким-либо частным структурам олигархов и предложить им попиратствовать на этой территории. Общую ситуацию в Йемене, неблагоприятную для северян, это, впрочем не изменит.

Гуманитарная ситуация в стране, безусловно, катастрофическая. В стране голод...

Голод в Йемене — это вполне привычное состояние. Дефицит воды убивает сельское хозяйство, при этом до 90 процентов населения "сидит" на местном легком наркотике кат, который производится здесь же. Проблема в том, что плантации ката требуют примерно на треть больше воды для полива, чем пшеница, что дополнительно отбирает воду у продовольственных аграрных культур. Такое положение вещей может быть изменено только кропотливой планомерной работой, но уж точно не во время гражданской. Война, голод, болезни, бомбардировки — весь букет в Йемене наличествует в полный рост. И что с этом делать — пока неизвестно никому".

"Позвали козла стеречь капусту", — заключает блогер Надя Шифрина.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter