18 октября в программе "Лицом к событию" на Радио Свобода мы получили еще одно подтверждение справедливости высказывания о том, что русский либерал заканчивается там, где начинается украинский вопрос. Вот один фрагмент:

Михаил Соколов: Вы сказали, что первый случай в России, я знаю, что сразу же за ваши слова уцепятся и скажут: вот Шлосберг считает, что Крым — это в России. Или вы считаете, что поскольку Россия аннексировала Крым, то она несет ответственность за то, что происходит на оккупированной территории.

Лев Шлосберг: Государство несет ответственность за все, что происходит с его гражданами. Поэтому совершенно очевидно, что в данной ситуации важна не политическая история присоединения Крыма, аннексии Крыма, в данной ситуации важно, что это произошло в нашей стране с нашими гражданами.

Михаил Соколов: То есть ваша позиция тогда ясна, крымская.

Мы видим, как Михаил Соколов, опытнейший журналист и квалифицированный историк, пытается вывести Льва Шлосберга из опасной зоны двоемыслия, но тот упорно цепляется за крымнашистские клише — "в нашей стране" и "с нашими гражданами". Господин Шлосберг, Крым — это не Ваша страна, а живущие там люди — это не Ваши граждане!

Во-первых, принадлежность Крыма Украине с точки зрения международного права и мирового сообщества весьма однозначна, подтверждена межгосударственными договорами и решением Генеральной ассамблеи ООН. Насколько я помню, партия Яблоко не спорит с тем, что Крым был аннексирован незаконно. Да, Крым временно оккупирован преступным государством — путинской Россией. Но случаи оккупации случались и ранее. В 1941 году нацистская Германия оккупировала территорию Украины (на тот момент она была частью СССР). В 1941-1943 годах в Киеве в Бабьем Яру нацистами проводились массовые расстрелы пациентов психиатрической больницы, евреев, матросов Днепровской флотилии, членов ОУН. Так вот, почему-то в одном случае массового убийства ни у кого язык не повернется назвать Киев "землей Третьего Рейха", а в другом — господин Шлосберг говорит о "нашей земле" применительно к оккупированной Керчи.

Во-вторых, когда Лев Шлосберг говорит об Олеге Сенцове, то он правильно называет его украинским режиссером. Олег Сенцов — гражданин Украины. А вот Владислава Рослякова и погибших господин Шлосберг почему-то записывает в граждане России. Почему? Взять того же Рослякова, биографию которого легко найти в сети. Он родился в Керчи в 2000 году, его мать из Керчи, они всю жизнь прожили в этом городе, то есть на территории Украины. По рождению это гражданин Украины. Да, есть вероятность, что Владислав вышел из гражданства Украины и вошел в другое гражданство, но пока от официальных органов Украины нет подтверждения этого. Поэтому, скорее всего, он остается гражданином Украины. То же можно сказать и по отношению к убитым — возможно, кто-то из них переехал в Крым после оккупации и не является гражданином Украины, но велика вероятность того, что большинство из них все же уроженцы Крыма и, соответственно, являются гражданами Украины. Тот факт, что в 2014 году путинский режим "приписал" граждан Украины на оккупированной территории в свое подданство, является юридически ничтожным.

В-третьих, фраза "государство несет ответственность за все, что происходит с его гражданами" является, конечно же, ерундой. Я не буду цепляться здесь к тому, что от этой фразы плохо пахнет патернализмом, государство — не нянька, и если гражданин, к примеру, отправится в одиночку покорять Северный полюс, то государство не будет нести ответственность за все в этом походе. Но если мы даже говорим о государстве Украина и о гражданах Украины, находящихся на территории Крыма, то оно, увы, не несет ответственности за соблюдение их прав и свобод на период оккупации другим государством. Корректно было бы сказать, что оккупационные власти несут ответственность за все, что происходит на оккупированной территории со всеми лицами, которые на ней оказались.

Таким образом, Лев Шлосберг по отношению к Крыму проявляет удивительное двоемыслие, когда в двух полностью аналогичных случаях он называет два аналогичных явления абсолютно разными, противоположными по смыслу терминами (Сенцов — украинский, Росляков — наш). Причем это не случайная путаница, ведь Михаил Соколов направляет его своим вопросом, отсекает возможность непреднамеренных оговорок. Интересно, почему Михаил, как историк, не привел пару показательных примеров массовых убийств на оккупированных территориях и не вывалял господина Шлосберга показательно в его двоемыслии, ограничившись лишь грустным замечанием: "ваша позиция тогда ясна, крымская". Увы, но так крымнашизм не вылечишь (Михаил Соколов пытается не "подставиться" под уголовную статью — комментарий Каспаров.Ru). Нельзя быть снисходительными к политически близким людям, когда они врут, лукавят, проявляют двоемыслие. Необходимо четко и недвусмысленно придерживаться норм международного права, всегда помнить и повторять: Крым — это Украина.

Валентин Хохлов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter