Передовицы, первые страницы новостей прессы заполнены сообщениями о чудовищной смерти известного саудовского журналиста, писавшего, в том числе, и для "Вашингтон пост", пропавшего в Стамбуле в здании консульской службы посольства Саудовской Аравии в Турции. Случай беспрецедентный. Заслуживающий самого пристального внимания и полной журналистской и человеческой солидарности.

В России, несмотря на кровавую трагедию в Керчи, тоже охотней комментируют происходящее там, за рубежом, при этом всячески пытаясь почему-то проводить параллель с событиями вокруг покушения на семью Скрипалей и разницей подходов в мире к этим двум случаям. Где решительные санкции против Саудовской Аравии? — гневно вопрошают самые горячие головы.

Попробую в меру своего понимания и компетенции разобраться в том, что к чему, но начну с замечания, больше относящегося к нашей трагедии.

Разбирать то, что произошло в Керчи, будут ещё долго. Я ограничусь только одним замечанием. Если в стране ежедневно пропагандировать агрессию и дух преимущества силы и человека с оружием, а также ненависти, плоды такой селекции обязательно будут всходить. Ситуация в учебной среде не новая, и среди детей тоже, достаточно вспомнить, пересмотреть "Доживем до понедельника" С. Ростоцкого или "Чучело" Р. Быкова, в крайнем случае глянуть европейскую киноклассику "Запрещённые игры" Р. Клемана. Увы, влияние взрослой жизни на жизнь вновь в неё входящих огромно и часто губительно. Если мы хотим свести к минимуму возможность повторения подобных трагических историй, с большими или меньшими последствиями, мы должны менять отношение к ценностям в нашей жизни, в государстве. Не сделаем это — время от времени в нашем общем доме будет звучать колокол.

Однако вернёмся к тому, к чему нас призывают российские СМИ — параллелям, проводимым между двумя другими похожими и не похожими трагедиями в Солсбери и в Стамбуле. Пойдём по порядку.

В Солсбери неудачное, думаю, что так с точки зрения тех, кто его производил, покушение на убийство. В Стамбуле неудачное, тоже с точки зрения производивших совершённое убийство. В этом ситуации действительно похожи. В остальном, увы, для российской стороны разительно отличаются.

Пойдём по порядку, по пунктам, обозначив литерой "А" то, что относится к реакции и поступкам РФ, и литерой "В" то, что относится к поступкам Саудовской Аравии. Нам это необходимо, чтобы получить ответ на вопрос, в чём и почему есть РАЗНИЦА между случаями, последствиями и отношением к этим делам в мире.

1.

"А" Британские СМИ, а за ними уже мировые вслед за официальными сообщениями поднимают шум вокруг преступления, совершенного в Солсбери.

"В" Турецкие СМИ, а за ними уже мировые вслед за официальными сообщениями поднимают шум вокруг преступления, совершенного в Стамбуле.

Как видите, в этом РАЗНИЦЫ практически нет.

Реакция:

Российский МИД устами М. Захаровой выступает с заявлением, в котором решительно отвергает возможную причастность РФ к преступлению в Солсбери и требует допустить компетентные российские органы к проведению совместного или параллельного следствия, в том числе следственных действий на территории Великобритании, основываясь на том, что как минимум одна из пострадавших гражданка РФ.

Заявление громкое. Согласно дипломатическому языку, вполне соответствующее нормам. НО, переводя это заявление, уже основанное на косвенных обвинениях российской стороны в причастности к преступлению, оно выглядит примерно так: "Сын совершил преступление, следственные органы приходят к отцу, а он говорит — включите меня в следственную группу и я сам разберусь, виновен ли мой сын"! Любители детективного жанра подскажут, но я такого поворота нигде не встречал, даже когда отец имеет непосредственное отношение к органам. Буква закона не позволяет заинтересованному лицу (в любую сторону) участвовать в следствии. Следствие должно быть беспристрастно, как и суд.

"В" Реакция Саудовской Аравии — вначале молчание, потом, позже, заявление: "Мы будем разбираться"!

Действительно, обвинения турецкой стороны очень серьёзные и в них нужно разобраться, тем более, когда утверждается, что журналист пропал (погиб) на территории дипломатической миссии Саудовской Аравии в Стамбуле, на которую в соответствии с международными законами распространяется иммунитет.

2.

"А" Появляются факты, (кадры) свидетельствующие с высокой долей вероятности о причастности к преступлению в Солсбери граждан РФ "Петрова" и "Боширова". Снимки при прохождении границы, снимки с камер наблюдения в Солсбери.

Российский МИД всё теми же гневными устами Захаровой утверждает о непричастности и о провокации со стороны британских спецслужб и о заведении следствия в Следственном комитете РФ по данному факту. МИД требует предоставить СК РФ информацию из визовых анкет, сданных в Посольство Великобритании "Петровым" и "Бошировым", забывая, что в его руках, или руках ФМС РФ, находятся анкеты, заполненные "Петровым" и "Бошировым" при получении российских загранпаспортов. Эти данные приходится найти и предъявить миру журналистам.

"В" Появляются факты (кадры), подтверждающие вход журналиста в здание консульства, и кадры, свидетельствующие, что в этот день в Стамбул срочно прилетала делегация из Саудовской Аравии, в составе которой были, в том числе, странные "специалисты", которых сразу начинают именовать "чистильщиками". Делегация была только на территории консульства и после продолжительного времени спешно покинула территорию Турции.

Саудовская Аравия хранит молчание, а потом устами высшего прокурорского лица Королевства заявляет о возможной смерти журналиста — гражданина Саудовской Аравии и о заведении следствия в Саудовской Аравии по данному случаю.

3.

"А" Количество косвенных улик, предъявляемых прессой по делу о покушении в Солсбери, свидетельствующих о возможной причастности граждан РФ к этому делу растёт.

Реакция МИД РФ, российских СМИ, в том числе и официальных лиц, представляющих различные российские ведомства министерства, комитеты, Думу, Совет Федерации категорически отрицающих причастность российских граждан — превращается в 9 вал. Гнев не сходит с лиц и экранов, уста решительно всё отвергают. Из российского захолустья срочно извлекается племянница потерпевших Виктория, становящаяся "звездой" ток-шоу, несмотря на то, что из всех источников и в том числе из ее слов ясно — имеющаяся у неё информация очень поверхностна, и в Британии, в Солсбери она вообще никогда не бывала, а связь с дядей поддерживала очень эпизодически. Зато про возможного жениха потерпевшей Юлии в студиях и интервью хранят молчание. Его фамилия в широком поле не фигурирует, хотя за сценой племянница заявляет, что Следственному комитету она всё рассказала и его (жениха), имеющего властного отца в широких погонах в одной из всесильных спецслужб страны, вызывали и допрашивали несколько часов. Но, ни в прессе, ни в официальные заявлениях информации об этом никакой нет.

"В" Невеста пропавшего журналиста заявляет, и это подхватывают турецкие СМИ, что на руке у пропавшего журналиста были "умные" часы, имеющие функцию передачи звука и/или изображения, совмещённые с телефоном (аналогом), принимавшим сигнал с часов. На этой "плёнке" якобы есть страшные кадры (звуки), свидетельствующие о пытках и убийстве журналиста. Весь данный материал передан турецким следственным органам, но в СМИ до сих пор не предъявлен.

Фирма-производитель часов утверждает, что подобное невозможно, по крайней мере с теми часами, которые видны на фотографиях на руке пропавшего журналиста. По мнению экспертов, если у турецкой стороны действительно наличествуют кадры (звуки) возможного преступления на территории консульства Саудовской Аравии, то это свидетельствует о том, что турецкие спецслужбы имели, использовали "жучки", подсматривающие или подслушивающие, что не противоречит практике работы спецслужб, но противоречит Венской конвенции о статусе и неприкосновенности диппредставительств. Учитывая непростые отношения между странами, расхождение в оценках и целях по очень многим международным вопросам, но исходя из интересов следствия, Саудовская Аравия даёт разрешение на проведение на территории консульства обыска турецкими спецслужбами, ведущими следствие о пропаже (гибели) журналиста. Следственные действия по распространённой информации продолжаются беспрецедентные 9 часов. Без разрешения государства, которому принадлежит дипмиссия, вход на его территорию и действия в ней невозможны (даже в случае пожара), согласно Венской конвенции.

4.

"А" "Наезд" на РФ продолжается, вводятся новые санкции, поддерживаемые не только Великобританией, но и странами ЕС, НАТО, Британского Содружества. Сил и красноречия Захаровой не хватает. За дело берётся сам гарант закона в государстве. Он практически в нетерпящем возражений тоне заявляет, что ему известны "Петров" и "Боширов". Мол, они простые, гражданские лица, не имеющие никакого отношения к спецслужбам страны. Он, гарант, настоятельно рекомендует им появиться в студии СМИ и ответить на все вопросы!

Внимание! Начинается самое весёлое и необыкновенное в этой истории.

И сразу "Петров" и "Боширов" появляются в студии! Неискушённый зритель, гражданин РФ, судорожно начинает перебирать в голове достойные имена телегероев страны. Киселёв Д., Норкин, Соловьёв, Шейнин, или нет, лучше телегероинь Беловой, Скабеевой, Стриженовой, или нет, лучше радио Венедиктов, Доренко, Куликов, Мамонтов, Михеев, Сатановский, опять Соловьёв, Сунгоркин — всё мимо. Простые граждане РФ, услышав указание президента, находят "всем известный" телефонный номер Маргариты Симоньян — руководителя одиозного RT! Но этого мало, они, "простые граждане страны", начинают диктовать свои условия появления на экране — это после указания Главы Государства, и кому, не просто журналисту, а государственному чиновнику, руководящему государственными СМИ. Представьте себе, неискушённый читатель, все их требования неукоснительно исполняются. В эфир выходит передача, снятая неизвестно где (якобы служебный кабинет М. Симоньян). А не в шикарной дизайнерской, дорогой студия RT. В этом кабинете даже с кондиционером не всё в порядке. Ни паспортов, ни иных документов они не предъявляют — только лица и свою запутанную и расползающуюся по швам историю краткого "туристического" посещения Солсбери. (Цитировать и разбирать интервью не буду, в предыдущей статье, посвящённой 100-летию Александра Галича, самый яркий, на мой взгляд, момент отметил) Ещё раз подчеркну, нас уверяют, что это два простых российских парня, специализирующихся на фитнесе! Они так ведут себя перед лицом конкретных указаний Президента страны и всесильных российских СМИ?! Интересно, какой процент простых российских граждан при подобных обстоятельствах будут вести себя так же?

"В" Под валом неопровержимых фактов, свидетельствующих о том, что в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле произошло преступление, в Саудовской Аравии арестовывают некоторых "засветившихся" и собираются, проведя следствие, предать их суду. Кстати, суд, действующий в Королевстве по законам шариата, отличается своею суровостью. Смертная казнь в стране существует. Власти Саудовской Аравии категорически отрицают причастность к возможному преступлению главы государства.

Возможно, учитывая деятельность журналиста и его оппозиционность существующей власти, хотя он происходил тоже из элитной саудовской семьи, в этой истории нет дыма без огня, но государство не только не покрывает своих проштрафившихся граждан, но и будет их судить по куда более строгим, чем турецкие, законам, что оставляет малую долю сомнения в их дальнейшей судьбе...

Награждать высшими наградами, как награждали Героя Советского Союза Рамона Меркадера (смотри убийство Троцкого), или избирать (назначать) депутатом Андрея Лугового, настоятельно подозреваемого в причастности к убийству Андрея Литвиненко, произошедшему по стечению обстоятельств тоже в Великобритании, т.е. засветившихся при выполнении ответственного задания, никто не будет. Даже если государство замешано, у него достаточно возможностей отблагодарить своих слуг не публично, чем и избавить репутацию государства и жизнь его граждан от неудобств, связанных с санкциями, носящими экономический характер и бьющими по и так не очень высокому, в отличие от граждан Саудовской Аравии, уровню жизни простых россиян. Не нужно покрывать то, что негативно влияет на репутацию государства и жизнь граждан в нём.

Вот такая РАЗНИЦА в подходах, поведении, жизни. Как говорили известные баснописцы, "Неча на зеркало пенять, коли рожа крива". Остаётся надеяться, что время успеет показать изменения в этих историях, и главное в жизни граждан.

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter