Хочу развить тему, возникшую при обсуждении одной из моих глобалистских реплик. Справедливо критикуя гайдаровско-ельцинский вариант реформ, породивший клептократическую олигархию и путинский авторитаризм, мы часто забываем, какие изменения в мире в целом произошли в тот период, когда после поражения СССР в Холодной войне Россия ненадолго отказалась от противодействия Западу и не оспаривала его доминирование. А это не только обрушение почти всех тоталитарных партократических режимов, скроенных по советскому образцу. Это еще и ликвидация большого количества правых диктатур, главари которых часто рассматривались на Западе как "свои сукины сыны", противостоящие советской экспансии. Например, Латинская Америка впервые за ее историю была полностью очищена от бесконечных военных хунт с их непременными атрибутами – массовыми репрессиями, пытками, эскадронами смерти.

Во многих частях мира были погашены гражданские войны, полыхавшие не одно десятилетие. В целом 90-е годы – это время масштабнейшего сдвига в направлении распространения западной политической модели по планете. Не все страны, формально перешедшие к этой модели, стали полноценными демократиями. Но общий уровень репрессивности, политического насилия, нарушения прав человека в мире качественно снизился. При всех издержках этого процесса мир стал свободнее и гуманнее.

Да, это породило эйфорию. На Западе заговорили о конце истории. О том, что у либерально-демократической, правовой общественной модели не осталось оспаривающих ее основные принципы оппонентов, и теперь будет только триумфальное шествие цивилизации прогресса и разума. Да, самоуспокоенность не привела ни к чему хорошему. И далеко не все прогрессивные перемены оказались необратимы. Но все же нельзя отрицать, что 90-е годы были годами фундаментального прогрессивного сдвига в мире.

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены