Сегодня, 27 января 2019 двойное скорбное воскресенье. Для всего мира 27 января – это Международный день памяти жертв Холокоста, а в России эта дата – День снятия блокады города Ленинграда.

Я – москвич, но город Ленинград тесно связан с историей моей семьи. Мой дед Иосиф Невзлин в 1933 году после службы в армии окончил в Ленинграде курсы политработников, после которых остался служить в Ленинградском военном округе. Здесь в Ленинграде в 1935 родился мой отец Борис, и здесь за одиннадцать дней до начала войны родилась его сестренка Света.

Моей семье повезло. В самых первых числах сентября 41-го, буквально за несколько дней до начала блокады, бабушку Рахиль вместе с тремя детьми посадили в эшелон с другими семьями военнослужащих, и началось их многомесячное путешествие в эвакуацию на юг. Ну а дед остался в Ленинграде и всю блокаду провоевал в артиллерийских частях на Ораниенбаумском, который сыграл очень важную роль в защите Ленинграда. И мой дед вместе с солдатами и офицерами сидел под бомбёжками и артиллерийскими обстрелами, а в 1943 во время боёв получил ранение.

Так что про жизнь в Ленинграде я знаю не понаслышке, тем более, бабушка вернулась в Ленинград почти сразу же после снятия блокады и кормила свою семьи по тем самым хлебным карточкам, которые она получала в больнице, где работала медсестрой.

С каждым годом мы узнаем все больше новых фактов про блокаду. Узнаем про ужасы блокады, которые официальная пропаганда пыталась скрывать многие годы. Узнаем про особые пайки, которые получало ленинградское начальство, про товарища Жданова, которому врачи предписывали заниматься теннисом от ожирения. Но какие-то вещи, боюсь, мы никогда не узнаем. Например, количество людей погибших в блокаду Ленинграда. Когда-то была спущена сверху цифра 600000, а теперь называется и миллион и даже полтора миллиона. Страшное доказательство, что для начальства народ всегда представлял некую безликую массу, а не сообщество индивидуумов.

Нынешнее начальство не любит вспоминать, через какие ужасы и страдания прошли простые ленинградцы в годы блокады. Не любит они вспоминать и про образ жизни своих номенклатурных предшественников в то время. Посмотрите, как они болезненно отреагировали на сатирический фильм Алексея Красовского "Праздник".

Более того, из дня скорби, дня поминовения жертв они решили сделать день воинской славы – с фанфарами, потешными полевыми кухнями, инсталляциями в виде "блокадных" улиц и военным парадом на Дворцовой площади, по которой прошла "новейшая военная техника". Боюсь, что эту технику сейчас можно увидеть и в Сирии, находящейся значительно ближе к моему дому, чем Дворцовая площадь.

Говорят, что артист Олег Басилашвили предложил вместо празднований прочесть на Дворцовой площади имена погибших и провести поминальные службы, а депутат Борис Вишневский обратился к нынешнему губернатору отказаться от парада, а вместо этого провести общегородскую минуту молчания.

Именно так, минутой молчания, у нас в Израиле весной отмечают День Катастрофы и День поминовения павших в войнах за независимость Израиля, когда вся страна замирает на мгновение и люди встают в скорбном молчании. И в эти дни во всех школах зачитываются имена выпускников, павших в борьбе с террором.

Сегодняшний день памяти жертв Холокоста относительно новый. Он был установлен Генеральной ассамблеей ООН в 2005 году. А дата была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концлагерь Освенцим.

Оба события - и прорыв блокады Ленинграда, и освобождение Освенцима – это победы Красной армии, и мы всегда будем благодарны сражавшимся в ее рядах солдатам и офицерам. Но нельзя превращать этот день в воспевание нынешней "доблестной" армии, ведущей братоубийственную войну в Украине, не говоря уж о "миролюбивой" политике путинского руководства, поддерживающего самые одиозные режимы вроде сирийского или венесуэльского.

Нет. Только скорбь и память о миллионах невинных жертв.

Леонид Невзлин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены