Давайте примем как не требующее доказательств то, что президент Трамп – ушлый, весьма циничный (см. Послесловие) и довольно беспощадный делец.

С высокой вероятностью предположим, что Трампу нужен дипломатический триумф на Ближнем Востоке, причем, успех, перекрывающий достижения демократов и – если повезет – то и обнуляющий последствия политики Обамы.

Во-первых, это будет его первый серьезный дипломатический прорыв, потому что на корейском фронте (как на настоящем 67 лет назад) все увязло в позиционных баталиях. 

Во-вторых, к заходу на переизбрание хочется получить если не поддержку американской еврейской общины (остальные – на внешнеполитический контекст внимания почти не обращают), то, по крайней мере, ослабление ее нападок на себя. 
Для этого зять Трампа Джаред Кушнер вовсю "челночит" по региону.

Но главное – это обеспечить победу коалиции Нетаньягу (праворелигиозному блоку) на апрельских выборах в Кнессет. 

Потому что израильский аналог прокурора Мюллера накопал на Биби коррупционного материала уже для передачи в суд, и на правительство наседают центристы – гипотетическая коалиция с либерально-генеральским [такое бывает в Израиле] альянсом "Кахоль-лаван" ("Голубое-белое" - российский аналог был бы назван "Триколор"), к которому не могу быть совсем равнодушен, потому что, чтобы не было недомолвок, сразу скажу, что отставной министр обороны Моше "Буги" Яалон – Михаил Смилянский, потомок моих предков по материнской линии – основателей Тель-Авива и Хадеры.

Поэтому Трамп старается обеспечить Нетаньягу дипломатические "победы на ровном месте": признание Иерусалима и Голан.

Не буду "размазывать манную кашу по столу" и сразу скажу, в чем коварство плана Трампа. А уже потом попытаюсь объяснить почему трамповские признания не дают ничего для успехов израильской политики.

Дело в том, что Трамп сможет успешно продвигать свой "мирный план" только с таким же демагогом и авантюристом, как Нетаньягу. 

И вот здесь – отбивка – судя по имеющимся утечкам, план Трампа обязательно будет включать выделение части Иерусалима под столицу суверенного арабского палестинского государства (условно – Эль-Кудс), под которое выделяются нынешние зоны "А" и "B", а также соединяющее их пространство из состава зоны "C", за Израилем же временно сохранится территория холмистой гряды вдоль Иордана и крупные поселенческие блоки.

Среди израильских правых, особенно в окружении Либермана, распространена идея обмена территории так называемых "малых арабских треугольников" (густонаселенные израильскими арабами районы к югу от Хайфы – самая сакральная Самария; "большой треугольник" - это Наблус-Дженин) на согласие палестинцев с аннексией территорий поселенческих блоков. 

При этом факт размещения "малых треугольников" на "легитимной территории" Израиля (по перемирию 1949 года с Заиорданским королевством) как препятствие не рассматривается.

Проблема в том, что довольно исламистско настроенное население "треугольников" имеет израильские паспорта, в будущую Исламскую Республику Палестина не рвется (как и значительная часть арабского населения Большого Иерусалима), и грозится на полученную компенсацию переехать вглубь "старого Израиля".

Поэтому платой израильских правых за дипломатическую буффонаду Трампа будет именно согласие на их самый страшный кошмар – новый раздел Иерусалима и создание второго государства "между морем и рекой".

В этом смысле вызвавшее такой резонанс прошлогоднее признание Трампом Иерусалима столицей Израиля совершенно равноценно сделанному еще на год раньше, в апреле 2017 года, признание Смоленской площадью Западного Иерусалима столицей Израиля.

Правда, Москва обошлась без такого пропагандистского грохота и лязга, как Вашингтон, и старательно обусловила "имплементацию" [тут я не удержался!] своего признания - согласием считать Восточный Иерусалим столицей арабского государства.

На самом деле это все лишь задержавшаяся констатация кончины плана ООН по разделу Британской Подмандатной Палестины осени 1947 года, по которому Иерусалим становился суверенным муниципалитетом под международным управлением (как и одновременно Триест – только там не было итальяно-югославской войны). 

Но "свидетельство о смерти" этому плану выписали еще в 1950 году, причем, одновременно в Тель-Авиве и Аммане, когда подписали соглашение о разделе города на израильскую и иорданскую части.

Отдельно о нерушимости Иерусалима. Согласно израильскому "основному закону" об Иерусалиме нерушим "муниципальный округ Иерусалима". Поэтому территория, выведенная из пределов округа, сразу перестает быть сакральной землей Града Давидова. И может стать "муниципалитетом Эль-Кудс".

А теперь вспомним, что понятие "Восточный Иерусалим" объединяет как Старый Город (собственно – исторический Сион), включающий Храмовую гору со знаменитыми мечетями, Западную Стену (Плача) Второго Храма, Старый Еврейский квартал, христианские святыни, Арабский, Христианский и Армянский кварталы, так и бывшие иорданские "спальные" районы, никакой исторической сакральностью не обладающие.

Поэтому, когда говорится о неделимости Иерусалима, то имеется в виду именно еврейский суверенитет над Сионом – Старым городом.

Хлопоты же с арабскими пригородами, прирезанными еще в 1950 году к Западному Иерусалиму как кольцо безопасности вокруг осаждаемых еврейских районов, уже стали таковы, что серьезно обсуждается вопрос об их исключении из "сакральных" пределов – в обмен на согласие Автономии признать включение в состав столицы Израиля поселенческих блоков в направлении Вифлеема. 

Это, как если бы, подарив Москве Троицк, от неё бы отрезали и передали области Бирюлёво, Бутово и Метрогородок.

Рассматривается и вариант исключения из Иерусалима трех восточных арабских районов (где и можно будет провозгласить палестинскую столицу) – в обмен на включение в "неделимую столицу Израиля" блока поселений Маале-Адумим, т.е. уже почти пригороды Иерихона.

При всех этих условиях любое признание Иерусалима столицей Израиля и перенос туда посольств (США, Бразилии, Румынии) означает лишь аванс признания ее таковой исключительно в пределах международносогласованной конфигурации столичного муниципального округа (сейчас – сугубо Западная половина по соглашениям 1948-50 годов), и не совершенно означает никакого, даже косвенного, согласия на окончательное признание столицей Израиля всей нынешней ее территории.

Это, повторюсь, только утешительная премия Израилю за будущее расставание с арабскими кварталами Большого Иерусалима (куда евреи все равно стараются носа не казать) и объявления их суверенной палестинской столицей, без коего расставания никакого мирного "плана Трампа-Кушнера" не будет.

Кстати, в августе 2007, к 110-летию Базельской Сионистской декларации, я предлагал такой вариант урегулирования.

"План" для Иерусалима

1. Отменяется единый муниципалитет с субмуниципалитетами (как это Маргарет Тэтчер сделала в 1986 г. с Советом Большого Лондона, чтобы убрать из мэров левака Кена Ливингстона).

2. Учреждается округ "Большой Иерусалим", состоящий из четырёх муниципалитетов: 1) Западный - столица Израиля; 2) Восточный - агломерация поселенческих блоков; 3) Старый город - кварталы христианских святынь, кварталы досов [иудейских ультраортодоксов], Армянский квартал, Храмовая гора и Западная Стена; 4) Аль-Кудс - бывшая иорданская часть города, кроме территорий, вошедших в Старый город, и нынешние арабские субмуниципалитеты, вошедшие в городскую черту по закону об Иерусалиме, который объявляется столицей Арабской Палестины.

Разъяснение: а) арабы получают Аль-Кудс в обмен на "признание реальности" с поселенческими блоками; б) территории муниципалитетов могут быть в виде "шкуры леопарда"; в) статус Иерусалимского округа получается очень сложным - с системой "двойного ключа", но это только легитимизирует нынешнюю ситуацию с фактическим иорданским контролем над Вакфом и контролем Рамаллы над арабскими кварталами и деревнями, куда евреи и носа не суют, и реальным* размежеванием светских и религиозных еврейских кварталов; г) компромисс – это, когда всем немного плохо, а не когда хорошо - например: Эрэфия меняет Украине Крым на Южные Курилы, а Украина - уже как добросовестный приобретатель - продаёт их Японии...
______
* "Второй канал ИТВ: районы Иерусалима разделили между ультраортодоксами и светскими жителями (время публикации: 15:42 | последнее обновление: 15:46) В четверг, 20 августа, Ярон Авраам, корреспондент Второго канала ИТВ, сообщил о существовании соглашения между мэром Иерусалима Ниром Баркатом и главами городского раввината, цель которого - разделение районов города между светским, религиозным и ультраортодоксальным населением. Обе стороны отрицают существование такой договоренности. Однако в репортаже приводятся подробности соглашения. В нем, в частности, оговариваются изменения в сфере школьного образования. Так, в районе Неве-Яаков планируется поддерживать образование в ультраортодоксальном секторе, а в районах Писгат-Зеэв, а-Гива а-Царфатит поддержку получат светские школы. Баркат намерен сохранить светский характер района Гиват Мордехай. А вот в районе Байт вэ-Ган для ультраортодоксального населения будут созданы 150 новых классов в школах и 35 групп в детских садах. Образовательные учреждения для ортодоксов будут построены также в районах Рамат Эшколь, Кирьят Йовель, Рамот и Гило."

С Голанами – ещё чудесатее. Голанские высоты никогда не считались частью Святой Земли, точно также, как и Газа. Они входили в "Округ язычников", населённый сирийцами-арамеями, который, разумеется, периодически попадал под власть еврейских монархов, и в котором были и древние синагоги "шаговой доступности". Голаны не были включены в первоначальный большой вариант территории Британской Подмандатной Палестины (т.е. и с нынешней территорией Иордании), а были переданы Французской Сирии.

Есть принципиальная разница между восточным побережьем Кинерета (Тивериадское озеро), восточной частью долины в верховьях Иордана и окрестностей озера Хула, где было еврейское население, в т.ч. холуцим ("первопроходцы" 10-20-х годов), но часть территории которых были уступлены Сирии в ходе Палестинской ("За независимость Израиля") войны 1947-49 годов, потому что были не защищаемы, и собственно Голанским плато – южным отрогом Антиливана, стратегическими воротами Дамаска.

Легитамации присоединения Голан к Израилю военно-стратегической необходимостью и наказанием за враждебность аналогичны советским (и нынешним российским) в отношении присоединения к СССР Карельского перешейка, Кенигберга и Северных территорий.

С точки зрения безопасности Израиля Голаны были также важны, как и синайские перевалы Митла и Джидди (Гидди). Контроль над ними давал Израилю необходимые сутки-двое для проведения мобилизации и развёртывания армии в условиях египетской агрессии. Никакие иные объекты на Синае серьезного военного значения не имели, и вся задача обеспечить безопасность Южного фронта для Израиля сводилась к том, чтобы через Синай не могла пройти вражеская армия (как это произошло в мае 1967). 

Сперва это гарантировал укрепрайон на перевалах, затем – американские гарантии демилитаризации Синая.

То же самое - касаемо Голан. В октябре 1973 года сирийские части глубоко вклинились в Голаны, но только отважное сопротивление горстки израненных израильских танкистов под командованием лейтенанта (!) Цвики Грингольда (и конструктивный недостаток советских танков, не позволявших их орудиям стрелять вниз – с уже взятых с ходу круч) дали возможность Моше Даяну перегруппировать силы и начать контрнаступление – "поход на Дамаск". Это – к вопросу об особой военной ценности Голан.

Теоретически приход к власти в Дамаске умеренного прозападного деятеля (и им вполне мог стать реформатор-рыночник британский офтальмолог Асад-младший) мог уготовить Голанам судьбу демилитаризованного Синая, с американскими наблюдателями на Хермоне.

Теперь о статусе Голан. Закон о Голанах был спешно принят, пока Израиль не до конца эвакуировал Синай – чтобы Каир не дёрнулся.

В ответ на это сирийцы, летом 1976 года войсками подавившие побеждавших в Ливанской гражданской войне палестинцев и поддержавшие христиан-маронитов (союзников Израиля), перешли на сторону Арафата и стали поощрять антиизраильские атаки из Южного Ливана. 
Впрочем, это завершилось летней войной 1982 (операция "Мир Галилее") и унизительным разгромом сирийской авиации и ПВО в восточном Ливане.

По сути, Израиль повторил то, что сделала Двуединая монархия в 1908 году, распространив своё законодательство на оккупированную по соглашениям Берлинского конгресс 1878 года Боснию-Герцеговину, которая ещё 40 лет жила по османским законам.

Своим актом Трамп навсегда лишил Израиль возможности примириться с Сирией. Более того, он подчеркнул, что Сирии больше как единого государства – не существует. Разумеется, при существующем государстве расчленять его по международному праву – невозможно.

Но если государство стало "химерой", то прибрать к рукам нужное – чтобы не пропадало – так естественно. 

Но это – повторение советских доводов относительно оккупации и аннексии Восточной Польши в сентябре 1939 года. 

Тут стоит напомнить, что в июле 1941 декларацией Майского-Сикорски: "1 Правительство СССР признаёт советско-германские договоры 1939 года касательно территориальных перемен в Польше утратившими силу. Польское правительство заявляет, что Польша не связана никаким соглашением с какой-либо третьей стороной, направленным против Советского Союза".

Это означает, что если бы не разрыв Сталина с Лондонским правительством в 1943 (предлог – просьба поляков разъяснить ситуации с находкой массового захоронения в Катыни) и не поддержка сталинского империализма Черчиллем и Рузвельтом, то СССР обязан был бы после войны восстановить довоенные границы Польши.

Трамп же, превратив своим указом израильскую "нужду в добродетель", во-первых, превратил праворелигиозный блок в своего "вечного должника" (и вообще - очень помогает тем в Израиле, для кого противостояние "мировому антисемитизму" психологически комфортно), а, во-вторых, автоматически превращает американских евреев в противников того из кандидатов-демократов, который мог бы указ Трампа отменить – хотя бы для того, чтобы возобновить обамовскую линию ближневосточной политики.

*  *  *
Послесловие.

Трампизм и мюллерство

Все радующиеся "реабилитации" Трампа генпрокуратурой США забывают главный вывод доклада Мюллера: имело место российское правительственное вмешательство в президентские выборы 2016 года, которое велось двумя способами – хакерский взлом переписки избирательного штаба Демпартии в поисках компромата и провоцирование внутриамериканских идеологических конфронтаций, в т.ч. в такой уязвимой сфере как расовая. 

Доказательств умышленной координации Трампа и его штаба действий с российскими агентами не было найдено.

Однако Трамп отлично знал, чьи рук все эти операции (не мог не знать, потому что был ультиматум Обамы о немедленном прекращении хакерских атак, после чего был снят глава совбеза Сергей Иванов).

Таким образом, кандидат в президенты США использовал в своих интересах киберагрессию против собственной страны – лишь бы она наносила ущерб его оппонентам и работала на обострение внутриполитической повестки. Трамп ставил паруса под ветры из Москвы.

Я хочу напомнить важную вещь – американский президент фактически является понтификом гражданской религии, и лгать под присягой и использовать помощь врагов США – это для Америки – катастрофа.

Америка – не Западная Европа, где французский президент может получать финансирование своей кампании от международного террориста Каддафи, и где итальянские, германские и французские партии и политики не теряют респектабельности после выяснения, что их в том или ином виде финансирует Москва.

Мы видим огромную моральную деформацию США. Началось, конечно, четверть века назад, когда американцы простили Клинтону фактическую ложь под присягой [проблема была не в его интрижке с юной политологиней, но в использование того, что их форма эротического общения не подпадает под законодательное определение полового акта] – зато он принёс быстрое финансовое оздоровление. 

Тогда Америка впала в "золотой послеобеденный сон" переваривания мирового господства.

Пробуждение, как мы помним, было ужасным. Милошевич очухался после Дейтонского договора и стал вырезать и зачищать Косово. 

Очухался и Хусейн, и стал стремительно перевооружаться. Бин Ладен создал мировую империю исламистского терроризма. Развалились либеральные силы в России. И пришлось палить во все стороны.

А теперь американские республиканцы использовали усилия "Повара", чтобы выполнить мечту поколений – вернуть докеннедиевские времена, поддерживая Трампа, который, как я полагаю, так же думает, что использовал российские спецслужбы, как и Азеф уверял, что бьёт по самодержавию, лишь используя помощь охранки.

Что же касаемо прокурора Мюллера и министра юстиции Барра, то они, возможно, правы - к делу эту удобную мораль не пришьёшь.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены