Ранее: "Идущие убивать вместе" и сбитый самолет

Со стороны "патриотов" и "евразийцев" часто доносится - ах, этот Запад с евроатлантизмом, он идет к расчеловечиванию, все эти гей-прайды (они, конечно, говорят - "парады"), гнилая либеральная модель или ITшники-"ботаники", слившиеся с компьютером, и даже забывшие, что есть природа...

Они, как всегда, врут. Расчеловечивание действительно иногда случается - но почему-то именно там, где никаких прайдов отродясь не проводилось, природа - вот она, а о том, что такое либерализм - почти все без понятия. А расчеловечивание - есть и процветает.

Но сперва придется упомянуть еще одну организацию, за расчеловечивание ответственную. Даже не вполне организацию.

У каждого диктатора есть свой "ближний круг". Вообще-то он есть, наверное, у любого лидера - но беда в том, что при диктатуре "круг" начинает резко обогащаться и влиять на происходящие события.

Формируется он по-разному. Иногда это соратники по перевороту и сослуживцы. Иногда - школьные приятели. Иногда - свое племя или клан. Бывают даже кооперативы какие-то...
Был свой круг и у Жювеналя Хабьяриманы. По всей видимости, он и решил судьбу самолета и диктатора, когда диктатор стал "токсичным" для власти круга. Даже название имелось - "аказу", "маленький домик". "Кооперативчик" такой небольшой. В котором принимались большие решения.

Состоял он в основном из родственников "первой мадам". И был в их числе тот, кто фактическую власть (формально "кооператив" назначил президентом совершенно никакого персонажа) захватил. Полковник Теонесте Багосора, руандийский Гиммлер.

Полковник Багасора, фактический правитель Руанды ста дней геноцида - но уже не при власти, а на скамье подсудимых Международного трибунала

 

Резня в столице началась почти сразу же после гибели самолета с президентами. "Идущие убивать вместе" времени не теряли. И тутси, и хуту, которые "предатели" - к их уничтожению готовились заранее, списки были уже составлены.

Но требовалось еще одно: устранить человека, который должен был согласно Конституции возглавить государство.

История Агаты Увилингийиманы необычна для тогдашней Африки. Это в Европе были Тэтчер и Вигдис Финнбогадоттир, в Азии - вдовы и дочери погибших политиков. А для Африки женщина во главе правительства - явление нетипичное. 

Мало того, она в свое время посмела не только получить высшее образование, но и заниматься наукой! Для традиционноценностных в Руанде это было ударом. Не спасало положение и то, что принадлежала она к хуту. Это - та же ненависть, которая за много веков до того, но все на том же континенте двигала убийцами Ипатии. Она входила в число "умеренных". И само ее назначение было огромной уступкой со стороны диктатора - премьер-министр была сторонницей гражданского мира и переговоров с Кагаме.

Агата Увилингийимана. Она как действующий премьер должна была возглавить Руанду

 

Бойня в столице началась немедленно, в последнем интервью Агата Увилингиймана это подтвердила:

"Это стрельба, людей терроризируют, люди в собственных домах лежат на полу. Мы, я полагаю, страдаем от последствий смерти главы государства. Мы, гражданские, ни в коей мере не ответственны за смерть нашего главы государства".

Через несколько часов она сама стала жертвой резни.

К дому, она находилась, миротворцы направили небольшой отряд - для сопровождения на национальное радио, где премьер должна была призвать к гражданскому миру. 
Однако помимо бельгийских солдат ООН, семья премьера охранялась и президентскими гвардейцами Руанды. Судя по всему, у них был совершенно иной приказ.

Перво-наперво от ООНовцев потребовали сдать оружие. И они... подчинились. Как за несколько десятилетий до того их соотечественники в форте Эбен-Эмаэль: тогда можно было уничтожить гитлеровский десант и отодвинуть немецкий прорыв, изменив ход Второй Мировой, но с неизбежными жертвами.

 

В итоге, и бельгийских миротворцев, и премьер-министра зверски убили. 

Но вообразим на секунду, что вместо бельгийцев миротворцами были бы израильтяне. Ну, во-первых, оружия они не сдали бы. А неравный бой... Так вся история Израиля - это сплошной бой с превосходящими силами.

И вряд ли бы их вообще смогли бы тронуть. А если бы тронули, если бы только посмели...
Тогда, вероятно, не было бы никакого геноцида. Мы говорили бы о жестоком конфликте, а на другой стороне баррикад добавляли бы что-нибудь про "наглую провокацию израильской военщины": просто через день в руинах лежали бы и пропагандистское "Радио тысячи холмов", и генштаб, и полковник Багосора располагался бы где-нибудь под обломками. До Руанды сложно долететь, и только через несколько стран? Так и до Ирака долететь было сложно, и Саддам не хотел видеть израильские самолеты в небе над своей АЭС. А вот пришлось...

Резня началась.

Но были у нее и иные помощники. Те, кому не нужно убивать или отдавать приказы - достаточно сперва закрыть глаза, потом прочесть паскудную тираду о "невмешательстве во внутренние дела государств", а потом - выразить озабоченность. Серьезную, конечно, не какую-то еще. И не просто так "реаль-политик" произносится с французским акцентом...

Не надо забывать, кто в тот момент был у власти во Франции. А был это Франсуа Миттеран - единственный европейский политик, который в 1991-м не то чтобы открыто поддержал ГКЧП, но и не открестился, а заявил о готовности "сотрудничать с новым руководством СССР".  Мерзостно? Еще как! Можно по-разному оценивать личность Миттерана, но вот об этом забывать не надо. Никогда.

Еще в январе 1994-го командующий миротворцами ООН генерал Даллер сообщал в ООН о раздаче оружия группировкам хуту, о том, что есть планы убийства бельгийцев - ради того, чтобы Бельгия удалила из страны своих миротворцев, о том, что происходит регистрация всех тутси в столице.

Ответом было молчание. Неблагородное.

Уже и после начала резни никакого приказа на активные действия миротворцев не поступало.

И Франция отлично знала, что говорится и что происходит. И... ничего. Потому что режим группировок хуту выгоден т.н. национальным интересам (по крайней мере, так, видимо, считалось), а победа Кагаме или раздел власти могли нарушить "стабильность". "Реаль-политик" во всей своей красе.

Это уже сейчас Макрон, в 25-ю годовщину геноцида, поручил комиссии историков расследовать действия и бездействие Франции. Конечно, лучше поздно, чем никогда... 
И, конечно, есть некоторая надежда, что этот урок - пусть даже по прошествии десятилетий - будет выучен.

Главный национальный интерес для любой страны свободного мира - не сырье, не торговое сотрудничество с преференциями, а конец тираний и движение к соблюдению прав человека повсеместно, в любых странах. Иначе слишком дорого будет стоить для дня завтрашнего сегодняшняя сиюминутная выгода.

Продолжение следует

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены