3 мая, ежегодно, в Польше отмечается государственный праздник — годовщина принятия в 1791 году первой конституции в Европе, принятой польским четырехлетним Сеймом. Несмотря на то, что польское государство в силу известных исторических событий не существовало на политической карте мира, Конституция оставалась жива. Во многом именно ее существование помогало возрождаться Польше. Т.е. благодаря Конституции — основному закону государства — государство возрождалось. Ещё раз подчеркну — ситуация по европейским масштабам самая длительная, но далеко не уникальная. Создавая основной закон государства, граждане старались его хранить вопреки любым обстоятельствам. Однако есть государство со своим суверенным взглядом на Конституцию — Россия.

Во-первых, до ХХ века в Российской империи она много раз проектировалась (от Панина до Лорис-Меликова и Сперанского), но до введения её в жизнь государства дело так и не доходило. Во-вторых, после уничтожения Российской империи — Советская империя отличалась редкостной непостоянностью. За какие-то неполные 75 лет, отпущенных историей на ее диктат над народами, она приняла 4 Конституции (1918, 1925, 1936, 1977 гг.). Увы, даже они были совсем необязательны для следования им в реальной жизни. Недаром диссиденты всё время призывали выполнять основной закон государства: "Соблюдайте вашу Конституцию!" Но власти, обычно старающиеся защищать конституцию и гарантирующие её исполнение, за подобные призывы либо отправляли диссидентов в тюрьмы и карательные психбольницы, либо, как высшую норму советской законности, лишали их советского гражданства.

Странно, скажет молодой современный читатель, ведь в статье 1 черным по белому сказано, что Государство является общенародным, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей республики?! А в статье 2 и того больше — вся власть принадлежит народу?! А в 4-м абзаце, вообще страшно вспоминать, написано — со второй строчки, что в СССР построено общество подлинной свободы!..

Да, при таком отношении к Конституции у власти ждать от народа знания основного закона государства, даже если почти бессмертный Л. Брежнев называл ее "Основным законом развитого социалистического общества", было трудно. Увы, в стране скорее действовал известный принцип "У кого морда ширше, тот и прав!". К Конституции это не имело ни малейшего отношения. Добавлю от себя, купить в 70-х годах конституцию в книжном магазине было большой удачей. Власть не стремилась к тому, чтобы простой народ, граждане знали свою Конституцию. Почему? Потому, что знание Конституции даёт права. А, по мнению советских властей, прав у простых людей быть не должно! В этом государство коммунистов планомерно продолжало политику "Тюрьмы народов" — Российской империи.

Чтобы молодому читателю было проще осознать это более полно, напомню: сельские жители — крестьяне получили право иметь паспорт только в последней четверти ХХ века. О том, как обстояло дело с загранпаспортами, даже напоминать как-то неприлично. Начиная с А. Пушкина, не получившего загранпаспорт для выезда за рубеж, эта участь постигала десятки миллионов граждан СССР. О поездке за свои деньги даже в Болгарию они и мечтать не могли. Да и сейчас есть большая группа российских граждан, лишенная права обладать и распоряжаться загранпаспортом по своему усмотрению. Правда, как ни странно, теперь это не самая бесправная часть населения, а, наоборот, прежде всего чиновники и служащие силовых ведомств суверенной страны. А как же с правами по Конституции? Да никак. Недаром российская словесность обогащена поговорками типа "Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло".

Действительно говорить о Конституции в суверенном государстве, где Конституция легко изменяется, переписывается, трактуется в пользу портрета, висящего на стене в любом чиновничьем кабинете, сложно или просто бессмысленно. Сменится портрет, сменится и трактовка Конституции.

В любом случае нам, счастливым гражданам Российской Федерации, остаётся завидовать тем, для кого День Конституции является важнейшим государственным праздником! Нам об этом пока остаётся только мечтать.

  • С 1936-го по 1977-й — День Конституции — 5 декабря;
  • с 1977-го по 1993-й — 7 октября;
  • с 1993-го по 2004-й — 12 декабря;
  • с 2005 года более не является выходным днём и причислен к памятным датам...

P. S.

"К РУССКИМ ДРУЗЬЯМ" — "Do przyjaciol moskali" Адам Мицкевич

Вы — помните ль меня? Когда о братьях кровных,
Тех, чей удел — погост, изгнанье и темница,
Скорблю — тогда в моих виденьях скромных,
В родимой череде встают и ваши лица.

Где вы? Рылеев, ты? Тебя по приговору,
за шею не обнять, мне до кромешных сроков,
— Она взята позорною пенькою.
Беда народам, что убивают и своих пророков!

Бестужев! Руку мне ты протянул когда-то.
Царь к тачке приковал ту кисть, что мне была открыта
Для шпаги и пера. И с нею, с той ладонью брата,
Пленённая рука поляка — навеки сплетена.

А кто поруган злей? Кого из вас горчайший
Из жребиев постиг, карая неуклонно
И срамом орденов, и лаской высочайшей,
И сластью у крыльца царёва бить поклоны?

А может, кто триумф жестокости монаршей
В холопском рвении восславить ныне тщится?
Иль топчет польский край, умывшись кровью нашей,
И, будто похвалой, проклятьями кичится?

Из дальней стороны в полночный мир суровый
Пусть вольный голос мой предвестьем воскресенья —
Домчится и звучит. Да рухнут льда покровы!
Так стаи журавлей вещают пир весенний.

Мой голос вам знаком! Как все, дохнуть не смея,
Когда-то ползал я под царскою дубиной,
Обманывал его я, наподобье змея —
Но вам распахнут был душою голубиной.

Когда же горечь слёз прожгла мою отчизну
И в речь мою влилась — что может быть нелепей
Молчанья моего? Я кубок весь разбрызну:
Пусть разъедает желчь — не вас, но ваши цепи.

А если кто-нибудь из вас ответит бранью —
Что ж, вспомню лишний раз холуйства образ жуткий:
Несчастный пёс цепной, клыками ранит руку,
Решившую извлечь его из подлой будки.

(Перевод А. Якобсона, на русском впервые напечатано в 1860 году).

Григорий Амнуэль

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter