"Вражду твою пусть тот рассудит, Кто слышит пролитую кровь... Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.."

Ф.И.Тютчев "29-е января 1837 года". 1837.

Екатеринбургская драма – ещё не революция в миниатюре (в городе не создан не только стачком, но и даже "объединённый <всепартийный> комитет сопротивления"). Однако это уже модель гражданской войны. И нет так важно, что в качестве погромщиков были использованы спортсмены, поддерживаемые спонсорами планируемого храма. Потом громил поддержали "временно отвернувшиеся" правоохранители.

Объяснюсь. Как-то принято, что современное, т.е. не феодальное, государство обладает монополией на легальное насилие. Оно может его своё право делегировать – "народной дружине" и прочим "бригадмильцам" или "стражам революции", местным изолированным общинам ("суд полковника Линча") или индивидуумам – признавая право на его вооружённую самозащиту.

Но за государством, даже жестокой диктатурой или оккупационной властью, стоит репутация, которой оно дорожит, внутри него есть фракции противников крайних методов, к которым можно апеллировать.

Это я к тому, что тактика гандизма (ненасильственного массового гражданского неповиновения, начиная с морального бойкота и неучастия) может быть очень эффективной. Значительно более эффективной, чем дилетантские игры в "герилью". Суть в том, что моральное ненасильственное сопротивление часто настолько угрожает публичной репутации власти, что оно не решается идти на эскалацию политического насилия и репрессий.

Однако это не касается случаев, когда власти (своя тирания или оккупанты) ведут политику массового террора и геноцида, например, осуществляя расстрелы, проводя внесудебные казни или этнические чистки в форме депортаций, прямо названных в российском законе "геноцидом" (Закон РСФСР от 26.04.1991 №1107-1 (ред. от 01.07.1993) "О реабилитации репрессированных народов"). Разумеется, вооруженное сопротивление оккупации или тоталитарному террору (большевистскому, сталинскому, нацистскому) – полностью оправдано. И морально, и политически, и юридически. Поэтому герои антибольшевистского сопротивления – Деникин, Колчак, Маннергейм - чтутся в современной России.

Все меняется, когда власти используют парамилитаров (нам знаком украинский термин "титушки", хотя в мире значительно распространеннее понятие "эскадроны смерти") – общественные структуры, которым право на насилие не делегировано официально, но которые негласно поощряются или поддерживаются властями. 

Самый последний мировой пример – это вооруженный террор против протестующих со стороны венесуэльских "коллективос" и иранских "басиджей".

К нынешним схваткам в Екатеринбурге привело то, что российское гражданское общество, в первую очередь, члены Президентского совета по правам человека, не прореагировало достаточно жестко на события 5 мая прошлого года в Москве, когда к разгону демонстрантов на Пушкинской площади были подключены "собянинские казаки".

Применение парамилитаров – это акт гражданской войны, т.е. сознательный выход власти за пределы ею же установленное легальности. 

Это уже не "произвол карателей" и не "ментовской беспредел" - это акт освященного государственным авторитетом политического бандитизма. 
И этот акт морально-политически снимает с общества ограничения на насилие при сопротивлении. Остаются только международно-правовые запреты на терроризм.

Напомню, что настоящий широкомасштабный эсеровский и анархистский террор 1905-07 годов начался только после того, как 17(30) октября 1905 власти бросили в ход вооружённых парамилитаров – Чёрную сотню, которая стала совершать акты геноцида. А затем – при подавлении отрядов еврейской самообороны (Климент Ворошилов начал свою военную карьеру с создания вооружённых рабочих дружин, боровшихся с необычайно жестокими еврейскими погромами в Луганске) или любого, самого ничтожного сопротивления, стали использовать артиллерию по жилым кварталам. Как на московской Пресне, например.

Прошло семь десятилетий и советские антисоветские интеллигенты станут поражаться и удивляться тому что российские либералы сочувствовали революционерам, сотрудничали с ними - вместо того, чтоб хором вслух читать "Вехи" и заниматься "внутренним нравственным самосовершенствованием".

Так не считай свой путь последним никогда, 
Вспыхнет в небе и победная звезда. 
Грянет долгожданный час и дрогнет враг, 
Мы придем сюда, чеканя твердо шаг.

****
ПРИЛОЖЕНИЕ

"СОЧИ, 15 мая. /ТАСС/. Власти Екатеринбурга в целом действуют аккуратно при решении проблемы строительства храма в сквере в городе, которое вызвало недовольство местных жителей. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.
"Местные власти весьма корректно ведут разговор и с населением, и со строителями", - считает он. "Мы констатируем, что местные власти пытаются разобраться", - отметил Песков. "По всей видимости эту работу надо продолжать" , - добавил пресс-секретарь президента.
"С другой стороны, надо говорить, что несанкционированные собрания, да еще и с действиями, которые идут вразрез с действующими законами, это не то, что можно одобрять, и что делает необходимой определенную работу правоохранительных органов. В целом подобные ситуации - это прерогатива местных властей, и мы видим, что они работают", - заключил он."

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены