Гражданский активист и правозащитник Валерий Тетерин — инвалид второй группы. Ему 26 лет, по образованию юрист. Общественной деятельностью начал заниматься 8 лет назад: сначала участвовал в митингах, пикетах, потом стал сам организовывать протестные акции. Ни в каких партиях не состоит. Был участником "Российского общенародного союза", но в прошлом году вышел из этой организации.

Пару недель назад этот молодой человек выступал в Конституционном суде РФ с иском об отмене некоторых положений в Федеральном законе о митингах.

Все началось с того, что Тетерин 24 августа 2018 года подал уведомление в мэрию о проведении митинга против повышения пенсионного возраста. В уведомлении сообщалось, что общественный порядок и организация медицинской помощи во время митинга будут обеспечены организаторами.

Из мэрии пришел ответ, что это уведомление не соответствует закону: организаторы недостаточно точно описали, как они будут осуществлять общественный порядок.

Это действительно странный ответ администрации, ведь обычно митинг запрещают с формулировками о том, что в таком-то месте проведение мероприятия невозможно, так как оно будет мешать передвижению; вот вам альтернативные маршруты, там и проводите.

Региональные власти решили начать "творчески" использовать п. 5 ч. 4 ст. 5 в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". В пункте сказано следующее: "Организатор обязан обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования". Из-за размытости словосочетания "в пределах своей компетенции" власти могут отменять любой митинг, который им будет неугоден.

Активист не сдался и 21 сентября подал еще одно уведомление о проведении демонстрации, где наиболее полно описал, какими способами будет осуществляться безопасность. Однако ответ из "творческой" администрации был таким же. После отказов Тетерин решил обратиться в суд.

Все суды приняли сторону местного самоуправления, сославшись на то, что предполагавшееся информирование участников митинга о телефонных номерах полиции и скорой помощи не представляет собой конкретных мер по обеспечению общественного порядка и организации медицинской помощи и не может служить надлежащей гарантией безопасности жизни и здоровья людей.

Тетерин не сдался и пошел в Конституционный суд с целью доказать неконституционность п. 5 ч. 4 ст. 5 и п. 6 ч. 3 ст. 7 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В ходе суда активист просил обратить внимание, что в то же время, когда он планировал акции, были проведены пикеты "Молодой гвардии "Единой России". При этом в данных уведомлениях был указан только номер телефона ответственного лица — это был единственный способ обеспечения безопасности.

Адвокат активиста пытался доказать необходимость проведения митинга. Он отмечал, что через публичные мероприятия можно узнать, что беспокоит граждан.

Власть должна быть заинтересована, чтобы все прошло мирно и безопасно.

Об обеспечении безопасности со стороны организатора адвокат сказал следующее:

"Организатор — просто гражданин, он не является властным органом, у него нет каких-то особых прав. И говорить о компетенции — это подрывать саму суть взаимоотношений между гражданами и органами публичной власти".

Защита настаивала на том, что именно органы публичной власти должны осуществлять безопасность, ведь у них есть данная компетенция.

Смысл уведомления заключается в том, чтобы органы власти могли подготовиться и защитить участников.

В наших реалиях все представляется так, будто участники — бунтари и от них нужно защищать остальных граждан.

Положения, которые оспаривал в суде Тетерин, создают правовую неопределенность, они не соответствуют статье 31 Конституции РФ, в которой сказано, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Тетерин требовал исключить данные положения ФЗ, так как они нарушают права граждан.

Спустя неделю решение было принято. Конституционный суд РФ не нашел противоречия между положениями ФЗ и Конституцией РФ.

Однако суд запретил "возлагать на организатора публичной акции такие обязанности, которые надлежит исполнять органам власти и которые отнесены к их компетенции законодательством".

При этом заявитель все же должен указывать в заявлении, какие меры безопасности будут оказываться. Без них проведение митинга будет невозможным.

Но органы власти могут вносить предложения по обеспечению безопасности, как в случае с альтернативным маршрутом. Остается наблюдать, насколько эти "предложения" будут выполнимы. КС также постановил пересмотреть судебные решения, принятые ранее по делу Валерия Тетерина.

Анна К

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter