Директор ГМИИ им. Пушкина г-жа Лошак намерена убрать (т.е. фактически разрушить при "переносе") буддийскую ступу, находящуюся на территории неожиданно переданной ГМИИ Минкультуры РФ бывшей усадьбы Лопухиных. Эта ступа высотой метров 6-7 была подарком буддистов Москвы Международному центру Рерихов, отремонтировавшему и поднявшему эту усадьбу из совершенно заброшенного состояния и открывшего в ней в 1996 году общественный музей имени Н.К. Рериха.

Основания для намерения г-жи Лошак просты — буддийская ступа не имеет отношения к деятельности ГМИИ и ГМИИ не принадлежит. Так что в этом отношении все замечательно.

Дело в том, что нынешний министр культуры РФ при поддержке РПЦ и Государственного музея искусств народов Востока и при полном молчании и "нейтралитете" видных деятелей музейного сообщества, в т.ч. молчании г-жи Лошак, имел "честь" и "счастье" в 2018 году общественный музей имени Н.К. Рериха наконец-то уничтожить, поскольку этот общественный музей не только показывал в очень интересной экспозиции художественное наследие семьи Рерихов (переданное и завещанное МЦР Святославом Рерихом еще при Горбачеве и при Ельцине), но и активно пропагандировал философско-этическое учение Николая и Елены Рерихов "Агни Йога".

Видимо, следующим логичным "музейным" требованием г-жи Лошак станет требование перенести и убрать от входа в здание бывшей усадьбы Лопухиных замечательную парную скульптуру Николая и Елены Рерихов, а из садика около здания — очень хорошие бюсты их сыновей — востоковеда Юрия Рериха и художника Святослава Рериха, по завещанию которого большая часть наследия семьи Рерихов была передана МЦР и находится в России. Подлинность этого завещания, которое многие "знатоки" и авторитеты в музейном сообществе считают подложным, в свое время подтвердил своей докладной запиской бывший министр культуры России и бывший посол России во Франции г-н Авдеев. И завещание и записка опубликованы на сайте МЦР.

Я уверен, что руководители и ведущие сотрудники крупнейших московских и питерских музеев одобрят намерение г-жи Лошак избавиться не только от буддийской ступы, находящейся позади здания бывшей усадьбы Лопухиных, но и ее следующее предложение (я думаю, она его выскажет) — убрать скульптуры Николая и Елены Рерихов и бюсты Юрия и Святослава Рерихов. Они ГМИИ ведь тоже не принадлежат и к деятельности ГМИИ отношения не имеют.

Точно так же директоров российских музеев и деятелей культуры никак не огорчил спуск с флагштока на территории бывшей усадьбы Лопухиных "Знамени мира" — знамени "Пакта Рериха об охране культурных ценностей", подписанного и принятого примерно 20 членами довоенной Лиги Наций. В свое время распоряжение снять с флагштока рериховское "Знамя мира" отдал замдиректора музея искусств народов Востока г-н Мкртычев, заявлявший, что в усадьбе Лопухиных будет открыт филиал госмузея искусств народов Востока — государственный Музей семьи Рерихов (Мкртычев был тогда назначен директором этого "ворованного" музея).

Конечно, можно воспринимать уничтожение общественного музея имени Рериха и планируемый "перенос" буддийской ступы с территории усадьбы Лопухиных и спуск с флагштока "Знамени мира" (так это и делают многие известные искусствоведы и Союз музеев России) как "решенный вопрос", а протест против этого — как дрязги, в которых уважаемые и уважающие себя люди, имеющие вес в музейном сообществе и "свою позицию", не должны и не хотят участвовать...

Но лично я уничтожение Министерством культуры РФ общественного музея имени Н.К. Рериха и молчание и "нейтралитет" музейных работников государственных музеев и известных искусствоведов, НЕ ПРОТЕСТУЮЩИХ ПРОТИВ УНИЧТОЖЕНИЯ великолепного негосударственного художественного музея и общественного центра, пропагандировавшего все стороны художественного, научного и философско-этического наследия семьи Рерихов, а не только художественное творчество Николая и Святослава Рерихов, воспринимаю как трагедию русской культуры и как барьер на пути негосударственной линии развития музейного дела в России.

Сегодня молодая публика в основном, наверное, не придает значения тому, что многие знаменитые музеи и музейные собрания нашей страны создавались в 19-м веке не государством, а общественной инициативой и на средства Третьяковых, Щукина, Морозовых, Тенишевой и др. Если бы не они, то сегодня российские музеи были бы гораздо беднее! Вот и Святослав Рерих поставил условием передачи значительной части наследия и архива семьи Рерихов из Индии в Россию помещение его не в государственный Музей искусств народов Востока или какой-либо другой государственный музей, а в общественный музей Рериха, который начал создавать и был создан и открыт МЦР. Когда этот общественный музей государство цинично уничтожило, российское музейное сообщество с этим, увы, безмолвно согласилось и предало своим "нейтралитетом" негосударственную линию и перспективу негосударственного существования и развития музейного дела в нашей стране...

Я уверен, что в конце концов Бог или какая-то другая инстанция, называемая "судьбой" или "кармой", несомненно учтет и припомнит и министру культуры Мединскому, и руководству Госмузея искусств народов Востока и не оставит в покое и г-жу Лошак, и руководство Музейного союза России, и всех других деятелей культуры, кто своим молчанием и "нейтралитетом" фактически дал "зеленый свет" для уничтожения Общественного музея имени Н.К. Рериха и незаконного присвоения и захвата его собрания и коллекций государством. Думаю, всем им стоит иметь это в виду.

Юрий Самодуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter