Здесь всегда очень тихо. Об этом мемориале мне в Британии рассказал мой рыбник, Джон из Гимсби. Он привозит рыбу на нашу улицу вот уже лет семь и продает из своего фургона. "Это неимоверно трогательный памятник на Будапештской набережной. Они сказали им снять туфли, и когда те их сняли, расстреляли в спину. Даже женщин. Всех. Как могли люди сделать такое?" Ему непонятно.

Это просто металл, очень реалистично имитирующий мужские туфли, элегантные, щегольские женские лодочки, детские ботиночки...

Все разговоры тут смолкают. Я была готова, мне казалось, но к горлу непроизвольно, при всех, подкатывают слезы, надеваю солнечные очки. Слишком реалистичны эти туфли, кажется, их сняли только что.

Перед нами другой берег Дуная, и вдруг я начинаю смотреть ИХ глазами, и вижу совершенно тот же, поразительно красивый, их родной, европейский город, его шпили, которые видели эти люди, стоя на набережной, босые, в те последние несколько мгновений своей жизни, еще не веря...

Венгерские штурмовики расстреляли тут 800 евреев из Будапештского гетто. Дунай тек кровью.

Над всем этим стоял равнодушный город, прекрасное здание Парламента.
Мы много говорим о "европейских ценностях" 19 и 20 века. Мы верим, что все эти зверства в 30 и 40-х в Европе творили люди, которые пришли из ниоткуда и ушли в никуда. Их разбомбили, разбили и осудили в Нюрнберге и все они ушли, не оставив "драконьих зубов". С тех пор люди стали совершенно другими и повторение подобного невозможно. 
А те звери, которое это творили, ведь пришли из ниоткуда и ушли в никуда, не так ли...?

Карина Кокрэлл-Фере

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены