Пока я не готов с уверенностью сказать, какой из двух возможных ответов на спецоперацию по изменению Конституции представляется мне предпочтительнее: кампания по бойкоту предстоящего "опроса" или кампания за голосование против. В том числе и потому, что мы пока вообще не знаем параметры этого "опроса" и чем он будет отличаться от прописанного в законе референдума. Мы также не знаем, какие возможности агитации сохранятся у оппозиции. Есть подозрение, что они сильно уменьшатся.

Однако аргументы Карины Орловой о едином кандидате оппозиции по имени "Нет" весьма убедительны. Хотя будут и сторонники бойкота, которые будут упирать на то, что соединение в один пакет усиливающих авторитарный характер государства поправок с рядом социальных подачек делает "опрос" заведомо нечестным, а при невозможности его выиграть лучше морально делегитимизировать его результаты понижением явки. Проблема, однако в том, что при таком жульническом характере "опроса" понижение явки может оказаться столь же малоэффективным, как и голосование против. И это тот случай, когда молчание будет однозначно трактоваться как знак согласия.

В любом случае, желательно консолидированное выступление оппозиции в поддержку того или иного варианта ответа. Хотя я понимаю, что надеяться на консолидированную позицию нашей оппозицией хоть по какому-то вопросу не слишком реалистично. Сколько на нее ни дави, сколько ее ни призывай. В этом отношении она совсем как Путин.

Дело не в том, что Путин хочет сохранить свою личную власть пожизненно. Поправки не про это. Они значительно усиливают авторитарный характер власти правящей группы, независимо от того, какая фамилия у ее номинального лидера. Они меняют характер государства в сторону его дальнейшей фашизации. Сопротивляться этому процессу надо, независимо от того, как мы относимся к существующей (специально не говорю "действующей", потому что она не действует) Конституции, к которой действительно много претензий. "Нет поправкам!" – это "Нет фашизму!"

Еще это "Нет курсу на самоизоляцию и конфронтацию с внешним миром!" Это "Нет войне!" А еще – "Нет шулерству!" и "Нет унижению!". Потому что шулерский характер соединения в один пакет "усиления вертикали" с социальными подачками очевиден даже тем, кто не прочь этим воспользоваться, и это само по себе оскорбительно и унизительно. Наша единственная надежда в том, что в какой-то мадопредсказуемый момент чувство оскорбленности, вот это "так с нами нельзя" проснется у миллионов людей.

Александр Скобов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены