В ближайшую пятницу пройдет первое заседание совета директоров ЦБ в этом году. И какой-то определенности нет совсем. Больше похоже на то, что ставка будет снижена, но регулятор вряд ли решится на сильное снижение, поэтому ждем снижение на 0,25 п.п. до 6%. Но и аргументов за сохранение ее на прежнем уровне тоже достаточно.

Инфляция, судя по последним данным, продолжает замедляться, по состоянию на начало прошлой недели она составляла всего 2,5% в годовом выражении, и это основной фактор для того, чтобы действовать. С другой стороны, ЦБ по-прежнему не может оценить влияние масштабных расходов бюджета, которые только будут увеличиваться из-за озвученных президентом мер социальной поддержки. Именно бюджетная политика правительства Мишустина сейчас является одним из основных факторов неопределенности, потому что замедление инфляции должно скоро прекратиться, а расходы бюджета могут привести к дополнительному ускорению темпов роста потребительских цен. Более активное исполнение нацпроектов и 4 трлн рублей на демографию и социалку – это точно найдет отражение в инфляции. При этом давление на ЦБ будет только усиливаться, особенно если вспомнить печальные результаты роста ВВП за прошлый год. Рост на 1,3% в 2019 ш. и прогнозы о росте в районе 1,5-2% в 2020-2021 гг. совершенно точно вновь поднимут дискуссию в бизнес-сообществе о том, что руководство Банка России должно активнее снижать ставку и улучшать условия по кредитованию бизнеса. Впрочем, это уже вопрос об эффективности ЦБ, а с этим вообще большие проблемы

Неожиданным фактором стала нарастающая паника на мировых рынках из-за коронавируса. Сейчас, кажется, очень близко к ее пику, и ЦБ придется принимать решение в непростых условиях, поскольку потенциальное дальнейшее падение цен на нефть и ослабление рубля приведут к дополнительным инфляционным рискам. 

В принципе, регулятор может вновь оставить ставку неизменной, чтобы снизить ее уже в апреле, когда ситуация будет спокойнее. В целом, вряд ли в 2020 г. мы увидим ее ниже 6%.

Слишком много неопределенности, а ЦБ традиционно никак не хочет ее снижать. Даже в начале года, когда все было несколько проще, Набиуллина предпочитала отвечать загадками в стиле "можем снизить, можем не снизить". Добавим к этому привычную осторожность руководства Банка России - и снижение ставки уже в пятницу совсем не выглядит очевидным.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены