В нашей истории есть моменты, о которых мы должны не только не забывать, но и постоянно возвращаться к ним, вспоминать, анализировать. Эти моменты бывают сложными, неоднозначными, а для некоторых — невозможными. Сталинские репрессии — это незажившая рана, которая мучает нас до сих пор. Музей Истории ГУЛАГа помогает нам осмыслить то время и не забыть, чтобы никогда больше не повторить. Мы выпустили серию интервью с сотрудниками музея, где говорим с ними о том, каково это — работать с памятью и рассказывать современникам о случившемся.

Татьяна Полянская. Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, кандидат исторических наук

В нашем отделе работают три человека — я, Илья Удовенко и Галина Иванова. В основном мы занимаемся научным и содержательным наполнением выставок, мероприятий, всего, что происходит в музее. Мы работаем с выставочным и издательским отделами и с экскурсоводами. Везде, где нужна наука, история ГУЛАГа и политических репрессий, мы задействованы.

Я больше всего работаю с издательским отделом. Те книги, которые у нас издаются, я редактирую, пишу комментарии, вычитываю. Если нужно, то делаю научные справки и научные тексты. Илья Удовенко работает с выставочным отделом — курирует выставки, которые готовятся сейчас в музее: "Репрессированное православие" и "Другая находка". Я задействована в одной небольшой выставке, которая откроется весной, — о художнике Ростиславе Гавриловиче Горелове. Также мы консультируем всех сотрудников музея по вопросам, связанным с историей ГУЛАГа и репрессиями.

Основная работа — архивы. Мы работаем в ГАРФе (Государственный архив Российской Федерации), РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории), РГАНИ (Российский государственный архив новейшей истории), фондах МВД. Этим мы занимаемся для научной работы и чтобы сделать что-то конкретное, например выставку. Или нас часто приглашают на другие площадки — проконсультировать, помочь открыть какую-нибудь выставку. Например, недавно мы участвовали с музеем "Интеграция" (бывший музей Николая Островского) в организации выставки, посвященной инвалидам Великой Отечественной войны. Выставка рассказывает об их судьбе после войны.

Путь артефакта

В основном мы работаем с тем, что есть, — с исследовательской литературой, со сборниками документов — и составляем списки фондов. Недавно Илья во время работы в ГАРФе нашел то, что еще не было известно об истории ГУЛАГа. Всегда считалось, что в строительстве метрополитена не участвовали заключенные — он начал строиться в 30-е годы и к работе были привлечены иностранцы. Но вот Илья нашел документ, в котором сказано, что уже в послевоенное время в строительстве веток метро участвовали заключенные.

Научный интерес. Трудовые колонии для подростков

Научная работа — эта тоже одна из основ нашей деятельности. Мы участвуем в конференциях. В этом году ездили в Казахстан — нас пригласила Ассамблея народов Казахстана.

Каждый из нас занимается любимой темой. У меня это репрессированное детство. В музее есть зал "Репрессированное детство", с которым как раз я работала. Еще я рассказываю лекции по Болшевской трудовой коммуне и репрессированному детству — с 1917 года и до конца сталинской власти.

Хотелось бы заняться трудовыми колониями для несовершеннолетних. С 1939 года они входили в состав Главного управления лагерей. Известно, что с 1935 года изменился возраст, с которого лицо подлежало уголовной ответственности, без сокращения срока наказания — с 12 лет. Например, раньше в 14-16 лет наказание уменьшали наполовину, в 16-18 — на треть, но это все было отменено в 1935 году. Подростки с 12 до 16 лет находились в трудовой колонии НКВД, а с 16 лет переводились в исправительные трудовые лагеря (ИТЛ), где были взрослые заключенные. Но помещались в зоны для малолеток. О них много воспоминаний, но исследовательской научной литературы нет.

Таких колоний было больше ста. Десятки тысяч подростков точно прошли через них. Дело в том, что после смерти Сталина были созданы комиссии по пересмотру дел за должностные, хозяйственные и контрреволюционные преступления, в том числе пересматривались дела несовершеннолетних. Считалось, что лагеря заполнены детьми, которым срок заключения можно сократить либо вовсе их отпустить. Их осуждали за те же указы о трех колосках, о самовольном уходе с предприятия во время войны.

Мы нашли одно дело в архиве. Во время войны подростков отправляли в фабрично-заводские училища насильственно. Один подросток не выдержал и убежал домой. По указу за самовольный уход дают год колонии, но ему кто-то сказал, что его посадят на 10 лет, и мальчик повесился. Ему было 14-15 лет.

Трудовые колонии для подростков отличались от взрослых.

Там были очень плохие условия содержания детей. Было нормально, что дети спали по двое на одной кровати. Также есть докладные записки о том, что многие дети болели туберкулезом, пеллагрой, истощением. Проверяющие этих колоний говорили, что нельзя определять в эти колонии детей 12-летних и тут же 16-летних. Взрослые развращают маленьких детей.

Их обучали часа четыре, а остальное время они работали. В основном на столярном производстве, производстве мебели, пошивочном производстве. Когда в 16 лет человек попадал во взрослый лагерь, в так называемую зону малолеток, там происходило полное развращение ребенка как человека. Они почти все стали уголовниками.

Мы сейчас работаем над интерактивной картой ГУЛАГа. В будущем будет слой по спецпоселениям — это еще один вид карательной политики советской власти. И хотим сделать еще трудовые колонии для несовершеннолетних. Но над ними нужно еще работать.

Будет еще новый слой — первые советские лагеря, которые появились в годы гражданской войны.

Сотрудничество с другими музеями

Недавно была выставка с "Гаражом", и еще одна выставка проходила в Северном Тушино — по Великой Отечественной войне. Сейчас к нам обратились из мемориального комплекса "Медное". Это известное место захоронения репрессированных советских граждан и расстрелянных в 50-м офицеров-поляков, которые были арестованы после того, как советские войска вошли в Западную Украину и Западную Беларусь. Эта история известна как Катынский расстрел, но расстрелы были не только там. Вот мы сейчас думаем над выставкой.

Также подходит к финишу проект в сотрудничестве с Евро-Азиатским Еврейским конгрессом. Они к нам обратились, чтобы мы написали брошюру по Еврейскому антифашистскому комитету с биографиями. 21 октября в мастерской Петра Фоменко будет концерт, на котором выступят актер Вениамин Смехов и пианист Евгений Кисин. Мы для этого концерта пишем книгу. На концерте будут исполняться произведения членов комитета.

Актуальность темы

Тема становится еще более актуальна, и это, может быть, связано с нынешней политикой, с актуализацией памяти о Великой Отечественной войне. С ней неразрывно связана актуализация памяти Сталина. Еще есть живые люди, которые прошли ГУЛАГ. Эта тема всегда вызывает полемику.

Какие-то отдельные элементы могут повторяться, а мы не заметим. Это же не произошло сразу, а происходило постепенно. С 1917 года начали закручиваться гайки.

Мы хотим донести, что человек не может быть средством для достижения каких-то целей.

Анна К, Тивур Шагинуров

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter