В тоталитарных обществах и империях зла тоже не без добрых людей.

Я говорю не о беззаветных борцах с преступными властями, я о простых людях, которые в ситуации экзистенциального выбора предпочитают исполнить свой человеческий долг, отказавшись выполнять требование власти, даже если в повседневности они к этой власти вполне лояльны.

Заговорил я об этом потому, что сейчас в связи с отравлением Алексея Навального многие вспомнили о том, что есть врачи, которые остаются верны клятве Гиппократа вопреки приказаниям ее нарушить.

Коллизия, известная с древнейших времен, нашедшая отражение в классической греческой трагедии: выбор между верностью государству и зову совести.

В этих трагедиях герои (и героини) потому и герои, что подчиняются своей совести. Но именно поэтому трагедия и становится трагедией. В социальном плане ничем хорошим это для героя не заканчивается.

Зато зритель переживает катарсис.

Герой погибает, но жизнь продолжается.

И продолжается еще и потому, что большинство государственных служащих отнюдь не герои. И уж если выпало родиться в империи зла, то приходится выполнять преступные приказы.

Это, увы, касается и судей, и врачей, и учителей.

Но и жить без веры в то, что среди нас есть и герои, иногда очень скромные, остающиеся, несмотря ни на что, порядочными людьми, тоже невозможно.

Вот у меня и сочинилось однажды стихотворение об одной из вер, а точнее, о почти волшебной сказке, имеющей хождение в обществах не вполне свободных:

Прекрасней всех сказочных истин
при всей, так сказать, простоте
легенда о добром чекисте
и честном менте во Христе.

Пусть некуда, кажется, хуже
и воздух повсюду нечист,
но где-нибудь всё-таки служат
мент честный и добрый чекист.

Они, разумеется, между
нас водятся в образе грёз,
и, значит, не меркнет надежда,
что к ним попадёшь на допрос.

Пётр Межурицкий

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter