Фильм "Стрельцов" – не про Стрельцова, и не про футбол вообще. Как и множество уже вышедших спортивных драм – это не про спорт, и даже не про человека.

Вcе эти фильмы – один бесконечный сюжет, который воспроизводится из года в год, из десятилетия в десятилетие. Это бессмысленный и абсурдный плач по СССР – о том, какая была хорошая страна, и погубили ее, как самого Стрельцова, "отдельные негодяи" - вроде куратора из партии, которого играет Яценко.

Это, кстати, интересная история – она началась в фильмах типа "ТАСС уполномочен заявить", то есть перед самым Концом истории, но может даже и чуть раньше. Образцовый советский человек – идейный строитель всего этого, как на плакате – скорее всего и есть настоящая вражина, потому что только враг и может соблюдать все наши "правила" с энтузиазмом и искренно. А тот, который чуть бухает, чуть нарушает и чуток дерзит начальству – это и как раз и есть настоящий, хороший советский человек, таких нужно не давить, а поддерживать, товарищи.

Теперь эта идея отлита в граните, она – директива, и воспроизводится в любом фильме про сэсэре (…"именем советской социалистической республики" - говорит судья в "Стрельцове"; что за абракадабра? Или "именем РСФСР", или "именем СССР"; но это все – "неважно", потому что все эти фильмы – они про некое "время вообще", в котором не существует ни 1985 года, ни 1991го, а есть 1960й – и сразу 2020й).

"Страну погубили отдельные негодяи - карьеристы. Если бы их вовремя раскусили - разглядели – и страна была бы жива" - вот единственная мысль, которую внушает этот, и множество других фильмов, тем самым уводя людей в сторону от ключевого вопроса "а что же случилось тогда на самом деле".

Когда-нибудь мы обнаружим залежи этих фильмов – об одном и том же. Сто тысяч фильмов об этом - и сто тысяч сериалов об этом – и ни о чем другом. Вот что по-настоящему ужасно.

Андрей Архангельский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены