2 декабря 1949 года, в девяностую годовщину казни аболициониста, противника рабства, американца Джона Брауна, который был повешен в Виргинии за "предательство", была принята Конвенция Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции (резолюция №317).

Тогда же был учреждён Международный день борьбы за отмену рабства.

Рабство — самая древняя, простая и самая жуткая форма эксплуатации человека человеком. Как просто превратить человека в "говорящий инструмент" (так называли рабов римляне) или в "живого убитого" (а так уже именовали рабов египтяне)! И как это эффективно! Рабу можно ничего не платить, а эффект огромный. Меня в своё время поразила книга нобелевского лауреата Роберта Фогела "Время на кресте", где говорится о высочайшей эффективности системы рабовладельческого Юга США! И рабство как форма эксплуатации легально существовало в мире до совсем недавнего времени. Последняя страна, официально отменившая рабство, — Мавритания. И произошло это всего лишь в 1981 году.

Но в мире всегда были борцы с рабством. Были те, кто говорил, что нет большего греха, чем владеть телом чужого человека, кто был против унижений рабства. Первой страной, отменившей рабовладение, была Исландия. В 1117 году.

Наиболее драматичной была борьба против рабства на американском континенте. Испанцы-конкистадоры начали превращать индейцев в рабов, ибо были уверены, что у них нет души и они не люди. Но в 1537 году папа римский своей буллой отменил рабство индейцев, признав их равными с белыми перед Богом. "Не беда!" — решили испанцы. Через океан есть Африка, где бездушных рабов можно приобрести десяток всего лишь за бочонок рома! И уже с 1501 года самые "дальновидные" идальго-работорговцы начали ввозить африканских рабов на территорию Америки. Их примеру тут же последовали португальцы в Бразилии, а в 1619 году на территорию Виргинии англичанами были завезены первые темнокожие рабы.

Возникла так называемая "треугольная работорговля". В Африке за алкоголь у местных царьков покупались рабы. Рабы везлись на плантации Нового света (в основном в Бразилию), там выгодно продавались. В XVI веке за здорового молодого раба можно было получить примерно 8 тысяч реалов. Это — примерно четыре бочки приличного вина! Получив деньги, работорговцы вкладывали их в производство спиртного — по сути самогона из сахарного тростника. Бразильская кашаса и ром, гаванский ром, мартини — спиртное с острова Мартиники, кюрасао — спиртное с острова Кюрасао на Малых Антильских островах были надёжной "валютой", за которую покупали африканских рабов. Деньги дельцы от работорговли отмывали в Новом Амстердаме (Нью-Йорке). Там же для работорговых акций фрахтовали английские суда (или суда с английской командой), ибо другие были запрещены международными соглашениями — англичане навязали всем свою власть на море. Работорговый "треугольник" Нью-Йорк — Ангола — Рио-де-Жанейро — Нью-Йорк процветал до конца XVIII века.

Но в конце XVIII века в работорговле наступил кризис. Череда бесконечных войн в Европе уронила цены на сахар, табак, рис, кукурузу и хлопок — основные экспортные товары, производимые рабами. Особенно нерентабельным был тогда американский хлопок. Коротковолокнистый и плохо очищенный. Он в то время полностью проиграл конкурентную борьбу индийскому, среднеазиатскому и египетскому. Рабство в США стало нерентабельным. Настолько невыгодным, что отцы-основатели США, творцы американской Конституции, несомненные демократы и в большинстве своём аболиционисты, противники рабства, были уверены, что оно отомрёт само собой в ближайшее время, а потому, считали они, нет смысла отменять рабство. Достаточно ограничить ввоз рабов. И в 1794 году ввоз рабов на территорию США был ограничен, а в 1800-м запрещён.

Однако вмешался технический прогресс. На Бермудских, Багамских и Виргинских островах в том же конце XVIII века был выведен американский длинноволокнистый хлопок, а в 1794 году молодой преподаватель из Южной Каролины Эли Уитни изобрёл хлопкоочистительную машину, что в сотни раз повысило производительность труда при очистке хлопка и сделало американский хлопок самым чистым в мире! Рабский труд на плантациях моментально стал рентабелен.

Но вот незадача! Рабство рентабельно, а ввозить рабов нельзя. Американцы попытались ввозить контрабандой. Рискованно. Тогда плантаторы прибегли к старой, апробированной ещё португальскими рабовладельцами практике — начали разводить рабов на продажу! Виргиния просто специализировалась на этом бизнесе. Это была безумная сексуальная эксплуатация женщин-рабынь!

Рабство было поставлено на промышленный поток. Маленького рождённого от рабыни и неизвестного производителя раба учили, что эта система навсегда, что есть и всегда будут рабы и хозяева. Так хочет Бог. Маленького раба учили собирать, выращивать или транспортировать хлопок, а в вегетативный период, когда хлопок или кукуруза просто растут, его учили быть подручным на заводе или фабрике. Производительность труда на фабриках и заводах в рабовладельческих штатах США была потрясающей! Ещё бы — все подсобные рабочие были обученными рабами. Рабов обучали работать на паровых машинах. Да! Это было современное веку рабство! Их лечили. Ибо обученные рабы дороги. В сущности, рабовладельцы с сотнями рабов для США — редкость. Бескрайние плантации на самом деле были "капиталистическими колхозами". Земля покупалась в складчину. Рабы тоже. А потому убийство раба было редкостью. Раба надо было бить больно, но аккуратно. И делали это тоже специально обученные с детства рабы-надсмотрщики. Рабы в США бежать и не думали. Куда? При этом на Юге США и негр, и полунегр (мулат), и негр на одну четверть (квартерон), и на одну восьмую (окторн) поражались в правах. И так до 1/32 крови. Суперрасизм! Почитайте "Negro in Our History" Вудсона. Или Франклина "The Militant South". Или "Признание Ната Тернера", если научная литература не впечатляет.

Это рабство получило в исследовательской литературе название "закрытое" рабство. В противовес бразильскому "открытому", тому, где рабов постоянно пополняли из Африки, нещадно эксплуатировали и они зачастую бежали и даже организовывали свои государства беглых рабов. В США такого не было. Точнее, не было на Юге США, в 16 штатах.

На Севере США в большинстве штатов не было рабовладения. Северяне, особенно северяне-баптисты, считавшие всех людей равными перед Господом, были в ужасе от того, что творилось в южных штатах. Они выкупали рабов и отпускали на свободу, крали рабов, организовывали их побеги, что было безумно трудно, ибо рабу с Юга надо было ещё объяснить, что такое свобода! Некоторые аболиционисты свято верили, что стоит только захватить арсенал в каком-нибудь южном штате, призвать рабов к восстанию, раздать им оружие и — вспыхнет священная война против рабовладения!

К таковым верующим в свободу людям относился Джон Браун — кожевник из Огайо, участник войны в Канзасе между рабовладельцами и свободными гражданами в 1855 году. В октябре 1859 года он сделал героическую попытку захватить арсенал в Харперс-Ферри, Западная Виргиния. Удержать арсенал ему не удалось. Его соратники и он были арестованы и после краткого и неправедного суда повешены 2 декабря 1859 года. Северяне на смерть Джона Брауна откликнулись многочисленными проповедями, колокольным звоном и траурными шествиями. В годы Гражданской войны между Севером и Югом США, войны за освобождение рабов, песня "Тело Джона Брауна лежит в земле сырой, а душа ведёт нас в бой!" стала гимном армии северян.

19 июня 1862 года великий американский президент-республиканец Авраам Линкольн принял Закон об отмене рабства.

Однако самое интересное началось после отмены рабства. Рабов освободили, но учить пользоваться своими экономическими и социальными правами не стали. "Вы свободны!" — заявило правительства США рабам. А они умели организовать своё производство? Взять кредит? Голосовать? Нет! И бывшие рабы бросились в города, где резко возрос уровень преступности. Тогда началась Реконструкция, период, когда войска северян были повторно введены на территорию Юга хотя бы для того, чтобы обеспечить нормально право голосования для бывших рабов. Да! Голосовали бывшие рабы подчас под охраной войск! Тогда же от ужасов бесконечных перемен часть из них взмолилась: верните нас в Африку! И появился проект создания Либерии — государства афроамериканцев на земле Африки. Естественно, он провалился. Ибо черные Африки и черные США — разные, хоть и чернокожие.

Тогда афроамериканская интеллигенция и спросила белых: А чёрные просили белых привозить их в Америку? Нет. Чёрные просили белых разводить их как скот на фермах Виргинии? Нет. Это чёрные придумали расовые законы, по которым вплоть до 1/32 чёрной крови следовало поражение в гражданских правах? Нет. А может, чёрные просили белых устраивать бойню под названием война Севера и Юга? Нет. Чёрные просили внедрять в сознание американцев антиутопии типа "проект Либерия", проект по "возвращению" бывших рабов в Африку? Нет. Где реальное равенство?

Полагаю, что, несмотря на действия Букера Вашингтона, Мартина Лютера Кинга, Анджелы Дэвис и даже избрание Обамы, равенства нет. И меня не удивило появление BLM. Я уверен, что жизни потомков рабов важны! И 2 декабря — важная дата!

Дмитрий Левчик

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter