Русская классическая литература, как известно, ставила все важнейшие вопросы своего — и всех последующих времен, а потом по мере сил отвечала — или не отвечала на них. А мы с удивлением обнаруживаем, что как бы ни менялось время, есть книги, которые постоянно остаются актуальными.

Помню тетрадку, куда мой дедушка выписывал цитаты из Салтыкова-Щедрина, а папа потом регулярно читал их вслух друзьям, вызывая неизменный восторг и удивление: это что, про нас написано? Получалось, что про нас.

Ну, а Гоголь-то уж тем более про нас — весь, абсолютно весь, и унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла, и Миргородская лужа, и Вий, поднимающий свои тяжелые веки… А что уж говорить о "Мертвых душах"…

Григорий Константинопольский, снявший новый сериал "Мертвые души", перенес действие в наше время — и оказалось, что сюжет прекрасно ложится на новые (новые ли?) обстоятельства. Конечно, сегодня Чичиков не может скупать мертвые души у помещиков, не желающих платить за них подати до следующей ревизии. Зато он может предлагать провинциальным чиновникам купить места на престижных столичных кладбищах — да еще выбрать, с кем рядом лежать, ведь, по его словам, в Москве уже все забили себе тепленькие местечки.

Начинаешь смотреть, подхихикивая, а потом с ужасом понимаешь, что эта новая фантазия на тему гоголевской фантазии не менее реалистична, чем великий текст. И потому, что борьба за престижные места на кладбище действительно происходит. И потому, что нынешние начальнички не слишком отличаются от тех, кто владел когда-то крепостными. Ну разве что продавать свою дворню они не могут или пороть на конюшне — или тоже могут? И так же воруют, как в "Ревизоре", и так же у них больные как мухи выздоравливают, и так же боятся московских гостей, а одновременно уверены, что всегда смогут откупиться.

ДАЛЬШЕ СПОЙЛЕРЫ!!!

И понимаешь, что кому еще руководить в области культурой, как не Собакевичу, а тупая Коробочка — естественно, глава администрации города, а Ноздрев, конечно же, казак и реконструктор, и хочет, чтобы его похоронили рядом с двумя людьми, которыми он восхищается — товарищем Сталиным и Захаром Прилепиным… А судья — рядом с одним из двух борцов за справедливость — либо с Высоцким, либо с дедом Хасаном. А самым хитрым оказывается Собакевич, который хочет забить себе местечко рядом с Навальным, потому что тот уж "больно шустрый", — и наверняка уже многие чиновники тоже претендуют на место на кладбище рядом с ним, торопятся, пока еще его можно получить недорого. 

А капитан Копейкин потерял руку и ногу, не воюя с Наполеоном, а помогая "нашим братьям и соседям" — и теперь никак не может получить пенсию, потому что ведь "нас там нет" и он вроде бы как поехал воевать по собственному желанию. (Особая, уж не знаю, гоголевская или салтыковская вишенка на торте, что Копейкина играет поп-расстрига Иван Охлобыстин. Прекрасно, кстати, играет, да и вообще актеры подобраны замечательно). 

А потом сначала выясняется, что Селифан — офицер ФСБ, и думаешь, что он приставлен к Чичикову, а потом оказывается, что и Чичиков тоже оттуда, и можно подумать, что вот оно — воздаяние, вот приехал ревизор, арестовывающий продажных чиновников. А потом понимаешь, что вообще-то, Чичиков их провоцировал, словно какой-нибудь очередной Руслан Д., и куда пошли полученные им деньги? — на поддержку "товарища Джо Байдена" или куда-то еще?

И еще одна вещь — у чиновников в городе Бугорске развеселая жизнь — тут тебе и банкеты, и выпивка, и обжираловка. Но по-настоящему довольны жизнью только Манилов с женой, увлекающиеся эзотерикой и обкуренные до полного беспамятства. А единственным человеком, сохранившим остатки чести, оказывается… Плюшкин.

И подумав про это, ощущаешь желание взвыть, а потом сказать вслед за Пушкиным: "Боже, как грустна наша Россия". Или вслед за Высоцким: "И рассказать бы Гоголю про нашу жизнь убогую, Наверно этот Гоголь бы нам не поверил бы…"

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены