Записали новый выпуск "Уроков истории с Тамарой Эйдельман". Он про Мольера. И про Людовика XIV. Про двух современников, во многом определивших свою эпоху… По удивительному совпадению там еще и про дворец — правда, про прекрасный Версальский, а не про жуткий бандитский. Но все желающие могут сравнить и почувствовать разницу.

Одно из первых моих переживаний, связанных с Мольером, — "Мещанин во дворянстве" в театре Вахтангова с Этушем в главной роли.

Мое детство прошло на Арбате, и прогулки рядом с театром, разглядывание фотографий из спектаклей — это было особое удовольствие. А уж зайти в это величественное здание, пройти по его сверкающим полам, сесть в мягкое кресло в партере… Какое-то совершенно невероятное наслаждение.

Потом будет блистательный "Тартюф" на Таганке, и "Мнимый больной", привезенный театром Комеди Франсез — помню страшных и мрачных докторов на сцене, погруженной в странный, тусклый зеленовато-синий цвет. Все должно было напоминать о том, что Мольер последний раз выходил на сцену как раз в роли Аргана из "Мнимого больного", и здесь-то ему и стало плохо…

Помню очень страшного эфросовского "Мизантропа" с удивительным Золотухиным — и очаровательного "Мещанина" в нашем школьном театре. И конечно же, поразительный телеспектакль "Всего несколько слов в защиту господина де Мольера" — созданного двумя великими людьми, которых еще в то время не развела судьба — Анатолием Эфросом, поставившим спектакль, и Юрием Любимовым, сыгравшим Мольера, или, вернее, такого Мольера, каким его видел Булгаков, писавший пьесу про французского драматурга, а может быть, и про себя самого.

Эфросу долго не разрешали брать Любимова на главную роль в спектакле — ясно, что имелось в виду, когда роль актера и драматурга, мучительно выстраивающего свои отношения с властью, исполняет актер и режиссер, постоянно находившийся в противостоянии с режимом и с боем пробивавший каждый свой спектакль. А для него, как и для Любимова, как и для Булгакова, было невероятно важно рассказать о том, как великий драматург мог завтракать с королем, заискивающе улыбаться, сидеть на краешке кресла…

Представление о Людовике XIV сложилось у меня, конечно же, благодаря Дюма. Маленький король в "20 годах спустя". Молодой человек, разбивающий жизнь Рауля и Луизы де Лавальер, обрекающий своего брата-близнеца на жизнь в тюрьме под железной маской в "10 годах." Это был совершенно другой мир, не тот, в котором действовали Тартюф или господин Журден. Мир Версаля, изысканных дам, сложных интриг, благородных мушкетеров. Я не сразу поняла, что мир Людовика и мир Мольера во многом пересекались.

Вот об этих пересечениях и пойдет речь в новом выпуске…

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены