Кто жил в Питере в 1988 - 1990 годах, тот помнит про жесточайшие схватки даже не столько между нами и коммунистами, но прежде всего с нацпатами ("памятниками", на нашем тогдашнем слэнге). Это потом и в демсреде все разделилось, и появились русские националисты, сумевшие сдрейфовать от имперства и антисемитизма, хотя таких по-прежнему мало, часть эмигрировала, и много их явно не будет - как в том анекдоте про Жигули и Мерседес: "Говорю же, место прОклятое, а ты - руки из ж*пы, руки из ж*пы..."

А тогда все было просто - мы и они, тем более что у нас на раЁне (и не только у нас) у них была тесная связка с обкомычами. У обкомычей была агентура, внедренная к нам, и у нас агентура из их рядов. Как вспомню, кто из исполкомовско-райкомовско-комсомольской компании приходил к моему дому под покровом ночной темноты сливать инфу, причем забесплатно! Другое дело, что многие из них (да и из наших) быстренько потом сориентировались "куда надо" на волне победы, которой реально добились в городе - в отличие от России, у нас не просто поменяли вывески на учреждениях, последний Ленсовет был и остался уникальнейшим явлением при всех его тараканах. Но победа ушла в хлам, почему - не буду повторяться. Да и сама я счастлива до сих пор, что во втором туре пролетела - загубила бы иначе жизнь молодую. Как посмотрю на экс-Ленсоветовцев и прочих ветеранов Куликовской битвы - так все жалобно. А ведь у них была власть, и какая власть!

И были яростные схватки на пикетах у метро. Мы выставляем стенды со списками своих кандидатов по всем районам (не только городских и российских, но и сотни районных), и памятники выставляют. У нас лозунги про свободу и демократию против коммунистов и шовинистов, у них - за русское отечество, Александра Невского и засилье всяких чуждых русскому духу инородцев. Толпы толпятся, ораторы с обеих сторон пикируются - движуха.

И вот как-то иду в метро, а у стенда нацпатов затишье. Курить, наверно, дежурные пошли. И стоит немолодая женщина-еврейка в шляпке, со старомодным ридикюльчиком, с записной книжкой. И тщательно переписывает в эту книжечку фамилии их кандидатов.

Я подхожу:

- Простите... А... вы понимаете, что это за кандидаты и за что они выступают?

А она смеется:

- Деточка! Конечно, понимаю. Но у меня ведь знакомые в каждом районе, в том числе есть очень старые, в метро не ездят. Вот я сейчас приду домой и начну их обзванивать. И всем расскажу, за кого ну вот ни в коем случае не надо голосовать!

Это были первые и последние выборы на территории России, которые я могу назвать действительно выборами. При всех издержках, зачастую нелепых действиях и ломке дров. Все остальные уже были скатыванием в бесформенное нечто, в итоге переродившееся в злокачественное образование. Несмотря на появление, "как у больших", партийных структур, пресс-служб, политтехнологий и повсеместных западных консультантов с их семинарами по обучению демократии.

Светлана Гаврилина

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены