Нынче можно отмечать кончину знакового для конца нулевых интернет-проекта - Луркмора. Дело в том, что его создатель, Дима Хомак, решил выборочно архивировать и убирать из поисковой выдачи статьи по признаку идейных симпатий. Само собой, никто не обязан поддерживать жизнь в устаревшем проекте. Однако выборочное цензурирование проекта, который изначально строился на принципах радикальной свободы слова - означает попросту его идейную гибель.

Цензуре подверглись статьи вроде "трап" и прочие "ущемляющие уязвимые группы" (и почему-то статья про глобальное потепление). Это отражает представления современных левых, подразумевающие, что юмор - это первая линия атаки в адрес дискриминируемых групп. Дескать, сначала над вами смеются, потом бьют и т.д. - все это в рамках единой парадигмы угнетения. Действительно, юмор подчас может иметь дегуманизирующий и жестокий характер, может являться элементом травли. Однако всегда ли юмор выполняет функцию оружия классовой борьбы? В большинстве случаев он выполняет иную функцию, которую не понимают левые.

Точно так же Хомак не понимает историческую функцию Лурка, даром что он его создал. В конце нулевых Лурк имел, прежде всего, дерадикализирующее воздействие.

Насилие может иметь разный характер, однако серьезное насилие всегда происходит с серьезным лицом. Для тех, кто действительно занимается насилием в отношении ЛГБТ - они не "трапы", а "растлители детей" и "угроза западной цивилизации", серьезнее некуда. То же касается любых других радикалов.

Радикал или человек, который убивает - это, прежде всего, человек, который не смеется. Ведь у него есть идеалы, смеяться над которыми кощунственно, и есть противники, которые представляют серьезную угрозу. Функция юмора противоположна - юмор низводит и преуменьшает, делает большое и страшное маленьким и смешным.

Поэтому юмор может причинить неприятные моменты жертве. Но тот же юмор может сбивать спесь с людей, наделенных властью, и сшибать с пьедестала идеи. Юмор может быть частью частью иерархии, но в то же время юмор оказывается лучшим проводником эгалитаризма, разъедающим любые иерархии. 

Что же отличает юмор, как инструмент эгалитаризма? Одна простая вещь - взаимность. Попадая на лурк, вы попадали в мир, где есть "ахтунги" и "трапы", но есть также "моралфаги" и "фошысты", где высмеивали всех, поэтому смеясь над другими и их образом жизни, вы неизбежно должны были принимать насмешки в свой адрес. Именно поэтому это была универсальная машина по разрушению любых "больших нарративов", которые неизбежно сопутствуют насилию.

Альтернативный левый подход "запретим шутить над слабыми, будем шутить на сильными" интуитивно понятен, но столь же ошибочен. Готовность к взаимным шуткам - это сигнал о готовности к дружбе и сотрудничеству. Тогда как неготовность - заявка на доминирование и объявление войны. Поэтому изымая отдельные "уязвимые группы" из эгалитарного пространства юмора, вы их не защищаете, а переносите в иерархическое пространство борьбы за доминирования. В тех, над кем запрещено смеяться, разрешено стрелять. Запрет шуток над ЛГБТ - лучший подарок тем, кто хотел бы их убивать.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены