Как-то даже незаметно уже самокат превратился из детской игрушки в развлечение общенационального (двустоличного) масштаба и предмет раздора между пешеходами и самокатерами. Даже прежняя вражда с велосипедистами отошла на второй план. Бойцы переходят с одной стороны на другую, не теряя накала ненависти.

Тем временем самокат так и остается все больше развлечением, чем средством индивидуальной мобильности. Хотя, казалось бы, все у него есть для того, чтобы втиснуться в нишу между пешеходом и автотранспортом. Быстрый относительно пешехода, мобильный и недорогой относительно автомобиля, индивидуальный относительно общественного транспорта, да еще и с имиджем экологичного транспорта (но это не точно).

Кажется, будущее требует от нас большей мобильности и минимализма в обладании. Дворцы, кортежи, большие автомобили, громоздкий шик – немодно, неприлично и неудобно в пользовании. Нынешнее время как бы говорит человеку: все что тебе нужно – это ты сам. Остальное можно взять в шеринг. И вот современный человек кладет свои документы в облако, в рюкзачок кладет максимально плоский ноутбук, берет в шеринг самокат и едет на свое рабочее место в коворкинге. Ну и не получится у него ни фига. Потому что он хоть и в 21 веке, но в средневековой стране живет.

Тут у самокатчика выбор невелик, либо ты по одной дороге с автомобилями едешь, либо по пешеходной части. Проще говоря, либо ты кого-нибудь собьешь, либо тебя кто-нибудь собьет.

И вот тут уместно и пафосно будет сказать, что в проблемах самокатов как в капле отразились все проблемы современной России. Никакого законодательства относительно самокатов толком не существует. Те, кто придумывает и утверждает правила дорожного движения, ездят с мигалками и не то, что самокатов-велосипедов не замечают, а даже своих собратьев по двигателям внутреннего сгорания в упор не видят. Закон по сути никак не регулирует взаимоотношения всех, кто имеет меньше четырех колес.

Выгнанные с автодорог страны самокаты аки волки хищные открыли сезон охоты на пешеходов и друг за другом на тротуарах всей страны (двух столиц). Пешеходы не робеют отвечать электрическим завоевателям. Всякий променад превратился в аттракцион, где главное правило — вовремя отскочить в сторону и плюнуть в спину внезапно налетевшему паразиту. И уже слышатся голоса тех, кто требует выгнать или уж хотя бы ограничить двухколесного супостата. Петиций таких в интернете на разных ресурсах даже не одна. 

Ну и власти их конечно услышали. Как что ограничить, так тут они хорошо слышат. И прикрикнули уже, и ограничили даже. Самокату запретили скорость выше 15 км в час. Запретили появляться в прогулочных зонах. То есть сказали как бы, ты давай, хватит пешеходов давить, иди давай к нам на проезжую часть, мы тебе покажем.

Вот тут бы и выступить уже наконец обществу. Это ж не политический вопрос, тут вроде безопасно. Договориться промеж себя, между двуногими и двухколесными и потребовать (ладно, попросить, чего уж там) создания специальных дорожек для мобильных транспортных средств. Чтоб каждому свое, и всем хорошо. Всем нужно место. Сами же мы и ногами ходим, и на монстрах были бы не прочь погонять, если б оно не было так опасно для окружающих. Но мы молчим. Нас можно понять. Мы ж как потребуем, а они потом как дадут!

Ну, ладно, бог с нами. Но бизнес вот чего молчит? Вот уж кому как огромным этим корпорациям вроде Яндекс-еды, Деливери-клаб и прочих не заступиться за самокаты. Их курьеры колесят по городу и в снег, и в зной на самокатах и велосипедах. Мобильность средств доставки ощутимо повлияла на бизнес больших компаний. Курьеры больше всех нуждаются в дешевом индивидуальном средстве передвижения. Лучше всего таком, которое можно взять в прокат, а не приобретать насовсем. Но нет, большой бизнес промолчал. Тоже боится, что дадут. А у малого уже давно нет никакого голоса, да и сам он еле виден, очень уж он у нас малый. Ему уже и так дали. Сами курьеры тоже не спешат выступать. Система мигрантского и студенческого рабства гарантирует, что ни один сумасшедший не пожертвует реальной регистрацией и студенческим билетом за эфемерные свободы передвижения. Ничего страшного, можно и потерпеть, продолжая наматывать пешеходов на колеса и проклиная российские дороги.

Так и живем. Ссоримся промеж собой за место на дороге, паркуясь, закрываем проезд другим авто и общественному транспорту. Материмся, злимся, деремся. И самокат для нас всего лишь игрушка, а никакое не средство. Мы относимся к нему как варвары, которые, получив дорогущую электронику, освоили в ней только тетрис.

А чиновники продолжают нас не замечать, запрещать, обещать, ругать и облагать налогом. И проблемы самоката им неинтересны совсем.

А "индивидуальность", "минимализм", вот это все звучит для чиновника почти кощунственно и даже немножко антигосударственно. Тут торопиться не надо. Строительство дорожек потребует перестройки не только самих дорог, но и переустройства всей жизни в стране. Все эти шеринги, коворкинги, облака эти, тит-мать-их-токи… Здесь нужны, наверное, другие социальные отношения, другие принципы общения между обществом и властью, бизнесом и властью, человеком и обществом, человеком и человеком даже. Тут, наверное, и люди нужны другие.

Но, для самоката все не так уж безнадежно. Мы такое уже проходили с автомобилями. Запрещали, ограничивали, не спешили с производством и строительством дорог. А потом вдруг выяснилось, что дело это государственное, и понаделали сразу всего и много. Правда, по качеству так себе. Так что самокату есть на что надеяться, и дорожки будут и правила будут, если власть вдруг решит катить нас в светлое будущее в плотном самокатном строю.

Но не в самокатах дело в конце концов, не про них спич. Двухколесные — только иллюстрация к нашей неспособности объединяться и договариваться между собой. Просто еще один тест на наличие общества в стране. У самоката есть надежда, а вот у общества с надеждой как-то кисло.

Иван Уранов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter