В последние недели перед войной в новостях о доблестных российских военных достижениях не раз мелькали сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3. Эти самолёты выполняют так называемое патрулирование над территорией Республики Беларусь и недавно отметились в Сирии. Созданный в конце 70-х ракетоносец должен был уничтожать американские авианосцы. В настоящий момент самолёт доработан, у него улучшили возможности нанесения ударов не только по кораблям, но и по наземным целям. Ту-22М3 сегодня важный элемент российских ВВС. Однако в боевых действиях над Украиной Ту-22М3 замечен не был. Нет ни кадров в воздухе, ни новостей об их размещении на российских или белорусских аэродромах на дальностях, доступных для ударов. И гадая о причинах, стоит учитывать и кусочки новостей из официальных СМИ о том, что собой представляет данная машина.

Три года назад, 22 января 2019 года, при заходе на посадку на аэродром Оленья (Оленегорск) в Мурманской области после тренировочного полёта разбился Ту-22М3. По первоначальной официальной версии, командир допустил приземление с повышенной перегрузкой в районе торца полосы. Самолёт коснулся полосы, отскочил от неё и стал разрушаться в воздухе. От самолёта отделилась кабина экипажа и упала в стороне от полосы. Основная часть самолёта полностью сгорела. Три члена экипажа погибли, один получил тяжёлые травмы.

Спустя три года в мурманском гарнизонном военном суде стали всплывать любопытные вещи о произошедшей катастрофе. Следствие, расследовавшее событие, решило, что в катастрофе виновно командование на аэродроме, однако подсудимые решили побороться за свою свободу, и в итоге общественности были представлены и другие версии произошедшего. Так, по данным адвокатов, 22 января пилоты выполнили отличную посадку бомбардировщика, а параметрический самописец зарегистрировал в момент касания полосы перегрузку всего в 1,9G в то время как Ту-22М3 рассчитан на значения в три раза больше. При касании крылья, стойки и основная часть фюзеляжа без проблем выдержали нагрузку, отломилась только кабина. По мнению защиты, в этом месте могли иметь место усталостные разрушения металла или коррозия, которые были упущены во время недавнего ремонта машины. Адвокат заявил, что следствию неоднократно предлагалось провести комплексную экспертизу обломков, однако обращения были проигнорированы. Следствие заявило, что ремонтники визуально изучили несущие конструкции самолёта и трещин не обнаружили.

Другим элементом, который мог привести к катастрофе, адвокат заявил особенности взлётно-посадочной полосы в "Оленьей". Согласно материалам расследования, экипаж самолёта из-за метели и плохой видимости принял за начало ВПП расчищенный участок поля за пределами полосы. Бомбардировщик не долетел до торца полосы 27 метров и коснулся так называемого концевого участка. Особенность ВПП на "Оленьей" в том, что она построена со значительным встречным уклоном, и "посадка в гору" могла спровоцировать катастрофическое разрушение машины. Изучения характеристик ВПП тоже не проводилось. В катастрофе обвинили в первую очередь командира полка, который, по мнению следствия, знал о плохой погоде, знал о том, что у командира самолёта нет соответствующей квалификации, но, тем не менее, разрешил посадку, не отдав приказ уйти на запасной аэродром.

Версия про плохо выполненный ремонт может оказаться куда более справедливой, чем попытка сделать стрелочником командира полка. В прошлом году 23 марта во время подготовки к вылету однотипного самолёта произошло несанкционированное катапультирование трёх членов экипажа. Убивший трёх лётчиков самолёт незадолго до этого прошёл ремонт и, судя по описаниям произошедшего, ремонт был выполнен с серьёзными отклонениями от нормативов.

Состояние дел в вооружённых силах традиционно находятся под грифами секретно, и очень часто выяснять истину приходится через вот такие косвенные наборы данных.

Кстати, в информации о катастрофе в "Оленьей" имеется цифра стоимости самолёта. Потеря стотонного сверхзвукового ракетоносца нанесла вооружённым силам России ущерб на 97 млн рублей. Понятно, что это так называемая официальная остаточная стоимость. Но стоимость совсем смешная. Когда в 2015 году Турция сбила пролетевший над границей российский Су-24, Россия выставила счёт за самолёт в размере 5 млн баксов. Су-24М и Ту-22М3 выпускались примерно в одни и те же годы, при этом Су-24М — это тактический бомбардировщик, который меньше тушки больше чем в 2 раза. Цена за самолёт, сопоставимая со стоимостью нескольких легковых мерседесов, — это очень занимательно. Более дешёвый реактивный самолёт в мире вы нигде не найдёте. В небе над Украиной их тоже не видно.

А ещё в первый день войны в Ростовской области упал российский транспортный Ан-26. В другое время эта новость стала бы очень громкой, но в условиях войны она растворилась на фоне остального. Ан-26 упал из-за отказа двигателей. Старые, советские самолёты уже давно налетали свой ресурс и падают всё чаще.

На днях на тему ситуации с Ан-26 в лентах были характерные новости. Так, в прошлом году во время испытательного полёта разбился прототип российского лёгкого транспортного самолёта Ил-112В. В России серьёзные проблемы с двигателестроением. Форсированный до предела двигатель ТВ7-117СТ не выдерживает нагрузок и постоянно перегревается. В этот раз двигатель загорелся прямо в полёте, пожар стремительно разошёлся по конструкции, и самолёт с тремя лётчиками-испытателями упал. Катастрофа до сих пор расследуется. Вскоре после катастрофы было заявлено, что работы по машине продолжаются и вместо разбившегося борта уже закладываются новые прототипы. Однако 9 февраля 2022 года работы по Ил-112В были приостановлены до завершения расследования. Полгода после катастрофы что-то продолжалось, и вдруг пауза. Не исключено, что в конструкции самолёта нашлись новые, критичные недоделки, которые могут поставить на проекте окончательную точку. Но в любом случае у России крайне серьёзные проблемы с лёгким транспортником. Парк старых Ан-26 уже превышает предельные сроки эксплуатации.

Недавно прозвучало заявление, что функции лёгкого транспортного самолёта возьмут на себя вертолёты Ми-26. Путь решения проблемы впечатляет. Такими темпами в России очень скоро закончатся и уникальные, тяжёлые транспортные вертолёты. Додуматься взвалить на вертолёты функции самолётов — это совсем безнадёга.

Ситуация в российских ВВС очень своеобразная. После СССР живым осталось только ОКБ "Сухого". Всё остальное находится на разных стадиях клинической смерти. Остатки огромного авиапрома кое-как собирают отвёрточными методами редкие самолёты по несколько штук в год. Когда Путин недавно рассказывал, что в Украине развалили авиационную промышленность и разучились строить самолёты, он забыл упомянуть, что в России ситуация не намного лучше. А поставленные вчера в Украину "Стингеры" могут совсем ликвидировать разницу.

К 2022 году в России полностью разучились строить сразу несколько критично важных типов самолётов. В результате новых санкций шансов на улучшение ситуации уже не будет.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter