Эдвард Бернейс — отец современного PR. Он был одним из тех, кто "продал" Первую мировую войну американской общественности, объявив ее средством защиты демократии. В послевоенные годы Бернейс работал в области управления массами в политических или корпоративных целях. В число наиболее важных его клиентов входили Procter&Gamble, CBS, American Tobacco Company, General Electric.

В своей книге "Пропаганда", опубликованной в 1928 году, Эдвард Бернейс написал:

"Нами управляют, наши умы формируются, наши вкусы формируются, наши идеи внушаются в основном людьми, о которых мы никогда не слышали. Это логический результат того, как устроено наше демократическое общество".

6 уроков манипуляции от первооткрывателя управления общественным мнением:

1. Если повлиять на мнение лидера группы, за ним потянутся остальные

Один из наиболее фундаментальных принципов массовой психологии состоит в том, что групповой разум не "думает" — он действует в соответствии с импульсами, привычками и эмоциями. И при принятии решения о том или ином образе действий его первым порывом становится следование примеру доверенного лидера.

2. Ключ влияния на толпу — в умелом использовании языка

Определенные слова и фразы связаны с определенными эмоциями, символами и реакциями. По мнению Бернейса, благодаря умному и осторожному использованию языка можно манипулировать эмоциями группы и тем самым на нее влиять.

"Играя на старом клише или манипулируя новым, пропагандист иногда может задействовать целую массу групповых эмоций". 

3. Любой инструмент коммуникации — инструмент пропаганды

Телефон, радио, печатные издания, социальные сети — нет такого средства человеческого общения, которое не могло бы стать инструментом преднамеренной пропаганды. Бернейс писал, что хороший пропагандист должен всегда быть в курсе новых форм коммуникации, чтобы иметь возможность оперативно их использовать.

4. Повторение одной идеи вырабатывает привычки и убеждения

Повторение одной и той же идеи или "мантры" снова и снова — это форма нейролингвистического программирования, направленная на внедрение в подсознание определенных понятий или эмоций. Пример — постоянное повторение фразы "доверьтесь науке" и последующее предоставление результатов лживых исследований и опросов.

5. Вещи людям нужны не из-за их внутренней ценности, а из-за их символичности

Изучив, почему люди принимают определенные решения о покупке, Бернейс заметил, что они часто желают чего-то не из-за полезности или ценности предмета, а скорее потому, что он представляет собой что-то еще, чего они бессознательно жаждут.

Пример — маски для лица. Все знают, что они не работают, но носят их, чтобы "вписаться" и прослыть добропорядочным гражданином.

6. Чтобы манипулировать отдельными действиями людей, нужно создать обстоятельства, меняющие групповые обычаи

"Каковы истинные причины, по которым покупатель планирует потратить деньги на новую машину, а не на новое пианино? […] Он покупает машину, потому что на данный момент у общества есть обычай покупать машины. Поэтому современный пропагандист приступает к созданию обстоятельств, которые изменят этот обычай".

Процесс изменения групповых обычаев начинается сверху вниз. Всегда есть лидеры, общественные деятели и влиятельные лица, манипулирование которыми в конечном итоге просачивается в общественное сознание.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены