Сахаровский центр. Фото: t.me/kommersant
  • 27-01-2023 (12:50)

Не дает им покоя академик!

Блогосфера о выселении Сахаровского центра из занимаемых помещений

update: 27-01-2023 (12:57)

Власти Москвы отобрали все помещения у Сахаровского центра, работавшего с 90-х. Формальная причина — то, что ранее центр был объявлен "иноагентом" ("иноагенты" не должны получать господдержку). Центр лишился основного здания, выставочного зала и квартиры на улице Земляной вал. В настоящее время музей Сахарова закрыт, указатель на входе испорчен вандалами.

Телеграм-канал "ОВД-инфо":

"Можно быть свободным человеком в несвободной стране. Свободным музеем и общественным центром, увы, нет.

У Сахаровского центра изымают помещения: здание Центра, Выставочный зал и квартиру в доме по улице Земляной вал.

По теме
НОВОСТИ

Да, по закону теперь возможно изъять помещения, но гражданские ценности изъять нельзя.

Мы хотим поддержать тех, кто развивал центр все эти годы, аккумулировал наследие А.Д. Сахарова, сохранял место, где можно было свободно говорить и размышлять. Совсем скоро власти его отберут".

Телеграм-канал "SOTA":

"Причиной выселения стали поправки к закону об "иностранных агентах". Согласно им, иностранные агенты не могут получать государственную поддержку, а помещения Сахаровского центра находились на безвозмездной аренде от города.

"Все эти годы мы бережно использовали пространство, которое было в нашем распоряжении. В квартире, расположенной в доме 48б по улице Земляной вал, в котором жил А.Д. Сахаров, хранится его архив. В нем не только документы Андрея Дмитриевича, но и, например, тысячи писем со всего Советского Союза с просьбами о помощи, словами поддержки и благодарности.

<...>

Четверть века Центр был местом, которое объединяло тысячи граждан России, неравнодушных к судьбе страны, ценностям свободы и прав человека. Центр проводил выставки, памятные вечера, конференции и публичные дискуссии. Он был местом встреч и местом памяти. В нем выступали Вацлав Гавел, Адам Михник, Владимир Буковский, Анатолий Щаранский, Томас Венцлова, Том Стоппард.

В нем прощались с Сергеем Ковалевым, Борисом Немцовым, Юрием Рыжовым, Валерией Новодворской, Юрием Афанасьевым и другими из числа тех, без кого невозможно представить историю отстаивания свободы в нашей стране".

Егор Ершов:

"Если с Ельциным, Собчаком и Солженицыным у Путина во времена, когда он ещё не был Обнулениным, сложились некие особые отношения, то с Сахаровым его никогда и ничего не связывало. Боннэр так и вовсе изначально восприняла его в штыки. Так что..."

Лев Шлосберг:

"Какая очевидная логическая цепочка политических действий. Ликвидация "Мемориала", у истоков которого стояли Андрей Сахаров, Дмитрий Лихачёв, Виталий Коротич, Борис Ельцин, Юрий Афанасьев, Григорий Бакланов, Юрий Карякин, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Алесь Адамович, Александр Солженицын.

Когда умер Андрей Сахаров, Михаил Горбачев прямо на похоронах спросил у Елены Боннер, что надо сделать для увековечения памяти Сахарова. "Зарегистрируйте "Мемориал", — сказала Боннэр. И зарегистрировали! Буквально посмертно для Сахарова. До этого многолетние попытки Сахарова зарегистрировать "Мемориал" были безрезультатными. "Мемориал" стал памятником Сахарову.

И вот — ликвидация Московской Хельсинкской группы, созданной в квартире Сахарова в Москве 12 мая 1976 года. А на следующий день — выселение Сахаровского центра из помещений, переданных ему безвозмездно правительством Москвы ещё при Ельцине и Лужкове. Это даже не откат, это реванш.

Война с правами и свободами человека, исторической памятью и памятью павших, по сути война с самим человеческим достоинством. Выкапывание смердящего трупа СССР и попытка его реанимации.

По существу, — глумление над останками избитой до смерти и окровавленной Конституции. Преступление, совершаемое публично, у всех на глазах, организованной группой лиц, по предварительному сговору с особой жестокостью и цинизмом. Все отягощающие вину обстоятельства в одном деле.

Масштаб злодеяния, достойный отдельного публичного судебного процесса. Не в Гааге. Не в Нюрнберге. В Москве".

Дмитрий Колезев:

"Интересна теперь судьба проспекта Сахарова в Москве.

Вообще, думаю, это реализация давних желаний ветеранов КГБ СССР, засевших в Совбезе. Представляю, как их коробило все эти годы от того, что диссиденты, с которыми они всю жизнь боролись, обладают высоким статусом в РФ даже на федеральном уровне. И вот теперь можно с этим покончить. Гештальт вроде как закрыт.

Конечно, имена Людмилы Алексеевой или Андрея Сахарова и те принципы, на которых они стояли, не будут забыты от того, что власть приняла те или иные репрессивные решения. Их наследие от этого не пропадет. Однако сохранять его станет сложнее, для этого потребуются значительные осознанные усилия той части российского общества, для которой это наследие важно".

Телеграм-канал "Ваш покорный слуга QR-Кот":

"Спрашивают, а что же будет с проспектом Сахарова в Москве? Переименуют — или нет? А собственно, разница небольшая — если москвичи продолжат называть его так, как хотят. В Ленинграде в свое время могли переспросить: "Что-что, "площадь Мира"? Вы, конечно, имеете в виду Сенную?" Ну, и сейчас я по всяким там "Конюшенным улицам" не хожу. Потому что аллергия у меня на запах конюшен. А вот на борцов с царизмом (если они — не большевики) аллергии как раз нет".

Телеграм-канал "СерпомПо":

"Сахаровские идеи снова "не подходят к моменту", Сахаров снова сотрясает "основы конституционного строя и угрожает безопасности Российской Федерации".

Аркадий Дубнов:

"Как же они спешат-то с Сахаровым расправиться, вот уже дали пару суток на ликвидацию Сахаровского центра.
На очереди переименование проспекта Сахарова? Может быть, уже и новое имя придумали:
Z-проспект".

Роман Супер:

"Сахаровский центр" выселяют из всех помещений в Москве.

"Медуза" — нежелательная организация.

И ещё не вечер".

Аббас Галлямов:

"Потом музей Сахарова в Первом корпусе Кремля надо будет открыть".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter