Ну вот, израильский народ прогнул правительство. Что, вообще-то, радостно не только для тех, кто выступил против судебной реформы. Потому что народы в принципе должны вернуть свою субъектность, украденную у них политиками, "элитами", гос-вами. Гос-ву придется стать не чем-то сакрально-священным, а всего лишь обслугой народа, не более того. 

Мне, конечно, скажут - ну, мол, Израиль - демократия, а ты-то живешь понятно где... На что отвечу: в 1999-м в одной северной державе была так себе, конечно, но все-таки  демократия. А потом - сплыла. 

Так вот: народы – равны еще и в том, что высших гарантий от тоталитаризма не дано ни одному из них. А если отдать хоть толику прав и свобод (во имя "святой безопасности" или во имя "спасения единственной жизни", пугают разными вещами, но само появление запугивания – маркер манипуляции), можно лишиться их всех. 

В 90-е у "демократических" (нет!) спикеров было модно цитировать античных авторов - что они говорили об опасности т.н. "охлократии", "власти толпы". Иногда можно было услышать цитату Платона о том, что "из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство". Правда, не очень ясно, где в живой природе наблюдалась или наблюдается эта "крайняя свобода", до нее человечеству не только что во времена Платона, но и сегодня еще очень далеко. 

Конечно, горе-"демократы" имели в виду под "охлосом" не "толпу", а народ. Они очень боялись субъектности народа. Который не примет реформ, от которых ему будет хуже, и совершенно справедливо. И не примет, например, не прописанной ни в каких конституциях и законах дискриминации "не вписавшихся в рынок". 

А вот что те же античные философы говорили о тирании - это, видимо, было забыто горе-"демократами" напрочь.

Но вернемся к Израилю. Что теперь? А теперь реформа не забанена, а отложена. Какая-то очень знакомая далеко не по Израилю ситуация: власть выполняет требования общества, но не все и не стопроцентно, откладывая, а не признавая ошибку. И стоит только народу расслабиться – оглянуться не успеет, а закон, против которого выступали, а потом отложили (или заявили, что переделают до очередных парламентских чтений) уже принят – причем в наихудшем варианте. 

Поэтому очень важно не расслабляться. Впрочем, в израильтянах не сомневаюсь. В конце концов, русскоязычных там множество, а они уж смогут рассказать, что значит расслабляться – например, как почти двенадцать лет назад некоторые оппозиционные "лидеры общественного мнения" повыступали на акциях, пофтокались-поселфились – а на новый год разъехались, кто в Перу, кто на Мадагаскар, кто еще куда. Разъехались громко и шумно – это в стране, где абсолютное большинство никогда не выезжало за границу, причем не из-за лени-нелюбопытства, а потому что получает очень мало денег за очень тяжелый, как правило, труд.
Так вот, к чему приводит расслабленность, нам известно очень хорошо.

Теперь подождем, случится ли во Франции такой же прогиб гос-ва перед народом. Планы "пенсионной реформы" Макрон пока не отменял. Но кто знает, что произойдет в ближайшем будущем…

Ну, а комментаторам подвида "хам недальновидный морализаторствующий", которые любят поорать в соцсетях что-нибудь  вроде "да как человек из такой страны смеет критиковать великие-солнцеликие развитые демократии!" скажу вот что. Во-первых, да, смею - о чем хочу, о том и пишу, а "белопальтошников" не спрашиваю. Во-вторых (и в главных): любой прогиб любого гос-ва перед народом – это общая победа граждан великой страны Земшарии. В любой точке мира. И это – самое важное в ситуации.

Егор Седов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены