Мошенников прижмем

Важнейшей задачей является создание барьера на пути в систему ЖКХ недобросовестным «псевдоуправляющим», разного рода нечистоплотным дельцам, против появления которых нужно иметь иммунитет. В Москве 39 тысяч жилых домов. В ходе реформы мы получим в городе порядка 4 тысяч управляющих компаний. И неизвестно, сколько из этих компаний появится «детей лейтенанта Шмидта», которые начнут использовать старые и изобретать новые бесчестные способы отъема денег у населения.

К сожалению, вероятность этого велика. Государство до сих пор не озаботилось введением лицензирования и других мер контроля в сфере управления жилыми домами. Есть риск выхода на рынок компаний-однодневок, не имеющих за спиной ни опыта, ни профессионалов, ни денег, кроме 10 тысяч рублей уставного капитала.

Если мы заранее не обезвредим город от подобных аферистов и негодяев, то они запустят вторую (после соинвесторов) волну обманутых в жилищной сфере — обманутых собственников. И мы получим масштаб проблемы, масштаб протестов, масштаб последствий, во много раз превосходящий все то, что было с обманутыми дольщиками.

Необходимо создать систему, которая исключит саму возможность ловкачества, обмана управляющими компаниями собственников жилья. Мы пойдем по тому же пути, что и в сфере строительства. Сформируем систему страхования ответственности управляющих компаний перед собственниками за перечисленные им средства. Обяжем управляющие компании предоставлять банковские гарантии и поручительства на конкурсах. Только таким образом они смогут работать в Москве, так как мы будем знать, с кого требовать ответа и деньги, если что-то сорвется или кто-то попытается испариться в воздухе.

На переходный период также нужно будет установить обязательный государственный надзор в сфере исполнения управляющими компаниями своих обязательств по договорам с собственниками. В дополнение к этому создадим и будем тщательно вести специальные публичные реестры управляющих компаний. Сформируем всю типовую договорную базу для взаимодействия собственников, ТСЖ и управляющих компаний, которая бы не допускала крен в пользу интересов той или иной стороны (прежде всего, в распоряжении общим имуществом).

На перспективу необходимы поправки в Жилищный кодекс, которые бы ужесточили минимальные требования к управляющим компаниям или же передали субъектам РФ право эти требования адаптировать к местным условиям. Обязательно будем ставить эти вопросы при обсуждении в 2007 году в Госдуме законопроекта о саморегулировании в строительной деятельности и сфере управления жилыми домами.

"Московский комсомолец"