Вацлав Гавел (havel Vclav) родился 5 октября 1936 года в одной из самых известных пражских семей.

Киностудия "Баррандов", кинокомпания "Люцернафильм", которая во время войны стала практически единственным производителем чешских фильмов, рестораны, охотничий домик на Чешско-Моравской возвышенности (а при нем - 1400 га леса, ежегодно сдававшихся в аренду), дома на пражской набережной - вот чем владела тогда семья Гавелов. В обычных обстоятельствах родиться в семье с подобными традициями и репутацией было бы большим везением. Но в Чехословакии после февраля 1948 года это означало пожизненное клеймо.

Первый класс Вацлав закончил в 1943 г. на одни пятерки. Его домашним воспитанием и образованием занималась в первую очередь мать, которая до замужества изучала живопись, а также владела несколькими языками. В период немецкой оккупации в семье Гавелов по-прежнему царил дух творческой активности и целеустремленности, стремление к самому широкому образованию.

В 1951-м Вацлав учится на лаборанта-химика и начинает работать, одновременно занимаясь в вечерней гимназии.

На встрече молодых писателей 8-10 ноября 1956-го выступление Гавела ошеломило слушателей смелостью, с какой он высказывал еретические по тем временам мысли о свободе творчества, и отточенным лаконизмом формулировок.

Закончив в 1954 году гимназию, Гавел сдает экзамены в FAMU (Академия кино и музыкального искусства), но неуспешно. Не найдя ничего лучшего, он поступает в Чешское высшее техническое училище (специальность - экономика транспорта).

В 1957-м Гавел пробует перейти в другой вуз, но это ему не удается. Затем - армия. Военную службу он проходит сапером в Ческе-Будеевице, организует театральный коллектив, в котором играет и сам; кроме того, в соавторстве с Карелом Брындой пишет весьма политизированную пьесу о воинской чести "Жизнь впереди".

Когда после демобилизации начинающий драматург в очередной раз провалился на экзаменах в гуманитарный вуз, отец Гавела по старому знакомству пристроил сына рабочим сцены в театр АВС.

Именно в театре Вацлав смог сочетать роль инициатора с равноправным участием в общем деле, творчески объединяя поэзию с политикой.

В 1959-м Гавел пишет одноактную пьесу ("Семейный вечер") и возобновляет занятия театральной критикой и теорией. Он публикует статьи в журналах "Divadlo" ("Театр"), "Kultura". Из критика-искусствоведа вырастает политизированный публицист и эссеист с очень широким кругом интересов.

В 1963 театр "На Забрадли" ("Под парусами") в Праге поставил первую пьесу Гавела - "Вечеринка в саду". В 1965 была поставлена пьеса "Меморандум" - едкая сатира на бюрократизм.

Вторжение советских войск 21 августа 1968 года застает Гавела вместе с Яном Тржишкой в городе Либерец, и оба идут работать на местное радио. Гавел участвует в многочисленных акциях протеста, призванных спасти хотя бы основные завоевания недавней демократизации, становится членом ЦК Союза писателей и возглавляет редколлегию обновленного журнала "Лицо". Однако дни его как общественного деятеля сочтены.

Начало семидесятых принесло Гавелу горькое осознание собственной отверженности.

После 1968 пьесы Гавела были запрещены в Чехословакии, но ставились на многих европейских сценах. В 1969 Гавел получил австрийскую государственную премию по литературе. Гонорары из-за границы позволяли чете Гавелов сравнительно безбедно жить в Градечке.

Гавел пытается по-своему решить обрушившиеся на страну проблемы, приступив в начале семидесятых к работе над пьесой "Spiklenci" ("Заговорщики"; поставлена в 1974-м в Западной Германии, а премьера в Чехословакии состоялась почти через двадцать лет - в 1992-м).

В январе 1977 более 200 чехословацких интеллектуалов подписали "Хартию-77", декларацию с требованием соблюдать Хельсинские соглашения по правам человека.

14 января 1977 года, после неоднократных допросов, Гавел оказывается в тюрьме, откуда выходит только весной - 20 мая.

"...Я вышел из тюрьмы опозоренный и оказался лицом к лицу с обществом, которое представлялось мне одним сплошным упреком", - так скажет об этом Гавел позднее в одном из писем жене.

В 1978 году становится одним из организаторов Комитета по защите несправедливо преследуемых и самым деятельным образом участвует в его работе вплоть до 29 мая 1979 года. Именно в этот день на комитет обрушиваются репрессии; Гавела вновь арестовывают, обвиняют в попытке свержения существующего строя и 23 октября приговаривают к четырем годам заключения без отсрочки приговора.

В 1983 в Чехословакии подпольно появился том эссе Гавела "Письма к Ольге", впоследствии неоднократно издававшийся за рубежом. Гавел продолжал писать пьесы, в частности, широкую известность получила его пьеса "Большое опустошение" (Largo Desolato, 1985).

В 1989 Гавел был подвергнут еще одному, "предупредительному" аресту. В конце 1989 становится центральной фигурой известных событий, которые привели к падению коммунистического режима. После призыва Гавела (19 ноября 1989 г.) и по его инициативе возникает Гражданский форум; Гавел как его лидер становится единственным реальным кандидатом в президенты, и 29 декабря 1989-го его избирают на этот пост.

5 июля 1990 переизбран на двухлетний срок в ходе первых свободных выборов.

После своего избрания на второй президентский срок Вацлав Гавел еще был для всех живым мифом, обаятельно-неловким символом революции, гуманным и терпимым. В его правление любой лежебока мог чувствовать себя - в сравнении с президентом - отважным революционером.

Симпатии к президенту стали убывать в 1992-м, когда шел процесс разделения Чехословакии на два государства. Гражданский форум подвергся чистке в ходе развернутой правыми компании, когда бывшие члены тайной полиции и бюрократы использовали фальсифицированные полицейские архивы для устранения наиболее активных лидеров движения реформаторов первого "призыва". Пражское правительство возглавил В.Клаус, экономист, отказавшийся в свое время поставить свою подпись под "Хартией-77", но затем активно выступивший в поддержку корпоративного капитализма. Политика обвальной приватизации вызвала массовую безработицу в Словакии, где В.Мечьяр выдвинул сепаратистские требования. Ни Гавел, ни Мечьяр не имели достаточной поддержки электората. В июле 1992 словацкие депутаты наложили вето на переизбрание Гавела. Столкнувшись с неизбежностью распада Чехословакии, Гавел ушел с поста президента, не дожидаясь формального окончания срока своих полномочий.

Премьер Вацлав Клаус (и не он один) попался на ту же удочку, что и коммунистическая власть: казалось, что за человеческой порядочностью непременно должна быть скрыта слабость, в то время как хамство - выражение силы. До выборов 1996 новый партийный аппарат пребывал в заблуждении, что Гавел - безвредный мечтатель из Града, безобидная пустышка.

Решимость, с которой тогда повел себя Вацлав Гавел перед выборами, поставив на карту едва ли не все, и на выборах 20 января 1998 года он был избран на второй пятилетний срок.

Возглавив чешское государство, Гавел стремился вернуть его в Европу, вновь открыть его западным соседям. Этой цели ему удалось достичь. Ему принадлежит главная заслуга в том, что Чехия в 1999 году стала членом НАТО, а спустя три года принимала у себя гостей саммита Североатлантического альянса, на котором было принято историческое решение о дальнейшем расширении альянса. Гавел отстаивал право и стремление Чехии стать полноправным членом Евросоюза. За 13 лет, которые он находился на президентском посту, Гавел посетил 59 стран, проведя в общей сложности за пределами Чехии год.

Несмотря на то, что чешское общество высоко ценило заслуги Гавела, он неоднократно подвергался критике. Чаще всего предметом критики были помилования и амнистии. За 13 лет Гавел объявил три амнистии. Самой крупной и наиболее критикуемой стала амнистия 1990 года, когда на свободу было выпущено 75 процентов осужденных, то есть 15 тысяч человек.

После того, как Гавел стал президентом, он не написал ни одной пьесы и неоднократно заявлял, что вернется к литературному творчеству на политической пенсии.

Гавел был удостоен ряда чешских и международных наград. К самым знаменательным можно отнести немецкий Крест за заслуги (2000), шведскую премию Улафа Пальме (1990) или нидерландскую премию Эразма Роттердамского (1986). Несколько раз был выдвинут на соискание Нобелевской премии мира.

В 2003 году пражское общество международного сотрудничества наградило Вацлава Гавела премией "За гражданские заслуги" имени Гано Эленбоген. Врученная премия была основана в 2000 году Марком Эленбогеном в честь матери, Гано, которая выросла в послевоенной Германии и всю жизнь отдала делу объединения людей. По традиции передавать эту премию другим Гавел передал свою премию редактору "Нашай Нівы" Андрею Дынько.