Журналистке The New Times Наталье Морарь вела собственное расследование истории о массовом выводе денег на Запад крупными российскими чиновниками, близкими к контролируемым Кремлем нефтяным компаниям и руководству службы экономической безопасности ФСБ России.

В мае, накануне визита Владимира Путина в Вену, Наталья Морарь опубликовала первые результаты расследования. Вкратце ее выводы сводятся к следующему:

"23 мая президент России Владимир Путин приедет с официальным визитом в Австрию. Там его может ждать сюрприз: по данным The New Times, Интерпол расследует, а австрийская полиция готова возбудить уголовное дело, в котором, как утверждают, завязаны ключевые фигуры его администрации.

Речь идет об уголовном деле № 248089, возбужденном 8 сентября 2006 года по итогам проверки Департамента экономической безопасности МВД России "в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников МКБ "Дисконт" (ООО) по признакам преступлений, предусмотренных ст. 173 и п. А ч. 3 ст. 174 УК РФ. Речь в статьях идет о создании подставных фирм без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 173) и отмывании денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174).

По данным МВД, в процессе проверки была раскрыта единая схема вывода денег чиновников, близких к контролируемым Кремлем нефтяным компаниям и генерал-лейтенанту Александру Бортникову, заместителю директора ФСБ и начальнику Департамента экономической безопасности ФСБ.

Бортников известен своими близкими отношениями с замглавы администрации президента Игорем Сечиным и помощником Владимира Путина Виктором Ивановым. Как заявляют источники The New Times, Бортников якобы курировал отток денег различных коммерческих структур, занимающихся продажей электроники в России".

Расследование Натальи Морарь не обошло стороной еще одного предполагаемого участника схемы вывода денег - австрийский банк "Райффайзен":

"Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG, видимо, был выбран не случайно. Как сообщили источники в МВД, связано это в первую очередь с тем, что через австрийский "Райффайзен" идет основной поток денег на строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) по дну Балтийского моря от России (Выборг) до Германии (Грайсфальд). "Под прикрытием этих денег параллельно выводятся деньги целого ряда высоких российских чиновников и контролируемых Департаментом экономической безопасности ФСБ коммерческих структур", - отметил источник.

Строительство СЕГ началось в декабре 2005 года и по планам продлится до 2010 года. Главным оператором проекта стала компания Nord Stream, 51 процентов акций которой принадлежат "Газпрому" и по 24,5 процента – немецким компаниям BASF AG и E.ON AG. Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский в интервью The New Times утверждает, что деньги на строительство Северо-Европейского газопровода идут "в том числе и через австрийский "Райффайзен".

"По моим данным, этот банк вообще давно принадлежит нашим согражданам - Юрию Ковальчуку и компании, они уже выкупили часть акций банка. Именно с этим и связаны столь тесные и теплые отношения", – продолжил Белковский.

Объем сумм, идущих на строительство газопровода, оценивается, как официально заявил в апреле 2006 года генеральный директор "Газпром экспорт" Александр Медведев, в 10,5 млрд долларов. Любопытно, однако, что изначально озвученная сумма строительства была около 5 млрд долларов. "Объяснить экономическими причинами, почему стоимость проекта буквально за четыре месяца возросла более чем в два раза, невозможно, – утверждает президент Института энергетической политики Владимир Милов. – Один километр газовой трубы в мире стоит от 600 тыс долларов до 1,5 млн долларов, а при строительстве СЕГ уже сейчас цена одного километра достигает 2,5 млн долларов". Значит ли это, что 1 млн долларов с каждого километра трубы идет в откат? "

Между тем, в ходе своего собственного расследования, Наталья Морарь установила:

"Как утверждают в МВД, схема, в которой было задействовано от 50 до 100 российских банков – в том числе и пять из первой десятки крупнейших банков России, – работала следующим образом. Главными узловыми элементами были два банка – московский коммерческий банк "Дисконт" и австрийский Raiffeisen Zentralbank Oesterreich AG. ...

Из более чем 50 банков России деньги, как правило, переводились сначала на счета 17 российских фирм, зарегистрированных на подставных лиц. Многие из них были якобы созданы при содействии самих банковских структур. В списке банков, клиенты которых осуществляли переводы крупных сумм на счета этих 17 фирм, - Газпромбанк, Альфа-банк, Международный банк развития, "Внешторгбанк Екатеринбург", "Внешторгбанк Белгород", "Внешторгбанк Розничные услуги", РАКБ "Москва", Сбербанк России (Москва), Импэксбанк, Мастер-банк, Нефтепромбанк, Транскапиталбанк, Международный промышленный банк, Стройпромбанк, Социнвестбанк, банк "Сенатор", Русьбанк, Леспромбанк, Инвестсбербанк, Собинбанк, Московский кредитный банк, Русславбанк, Руна-банк, Гранд инвест банк и другие.

"За этим списком идет настоящая охота, за каждое наименование банка, с тем, чтобы оно исчезло из списка, предлагают по 150 тысяч долларов. Так что сами посчитайте - стоимость списка как минимум превышает 15 млн долларов", - говорили источники, близкие к ФСБ.

Деньги, поступившие в 17 фирм, далее переводились на счета подставных российских коммерческих компаний, так называемых ООО, созданных банком "Дисконт" (среди которых ООО "Соланж" и ООО "Сатурн-М"), а уже с них - на счета трех иностранных офшоров на Кипре и Британских Виргинских островах. Далее деньги переправлялись в другие иностранные банки - через австрийский "Райффайзен" и один из крупных латвийских банков.

По разным оценкам, эта схема проработала месяцев восемь. Если не брать в расчет выходные, то за 200 дней можно было вывести около 5 млрд долларов. ... В отмывочном деле были и жертвы: следователи предполагают, что с ним связано убийство замглавы Центробанка России Андрея Козлова. Он был убит 13 сентября 2006 года, спустя две недели после отзыва лицензии у банка "Дисконт" (лицензию отзывал лично Козлов) и всего через пять дней после возбуждения в отношении руководства банка уголовного дела № 248089.

В распоряжении редакции оказались материалы свидетельских показаний председателя ЦБ Сергея Игнатьева и его заместителя Виктора Мельникова в рамках уголовного дела об убийстве Андрея Козлова. Из показаний Игнатьева: "Хочу высказать свою версию по поводу причин смерти Козлова. Я считаю, что тот, кто организовал схему банка "Дисконт", вероятно, заказал и убийство Козлова". В том же деле приведены показания Виктора Мельникова, который также связывает убийство с незаконной деятельностью банка "Дисконт". Однако, несмотря на эти показания руководителей ЦБ, которые работали бок о бок с убитым Андреем Козловым, версия о связи убийства с указанным банком в рамках уголовного дела практически не рассматривалась.

В МВД Австрии дело об отмывании средств через два банка - австрийский и российский - расследовалось и уже в июне 2007 года было передано в Австрийский суд в Вене. По последним данным, прокуратура Австрии занимается подготовкой обвинительного заключения".