За прошедшее десятилетие правоохранительная система России подверглась существенной деформации. Отдельные недостатки приобрели характер массового явления в следственной и судебной практике.

Неравенство сторон в процессе, тенденциозность в исследовании доказательств и при принятии судебных решений, основанная не на нормах закона, а на политической, административной или коррупционной целесообразности - мы многократно наблюдали подобную ситуацию при рассмотрении избирательных споров, вопросов референдума, статуса политических партий, споров о порядке проведения публичных мероприятий.

Обычным стало уголовное и административное преследование инакомыслящих, политических противников и конкурентов по бизнесу с использованием административного ресурса.

Мы вынуждены констатировать, что аналогичная ситуация присуща и другим категориям дел, в особенности уголовных. Здесь налицо обвинительный уклон, массовая несоразмерность мер пресечения степени общественной опасности подозреваемых и обвиняемых, недобросовестность следствия, корпоративная круговая порука в отношении сотрудников правоохранительных органов.

Сложилась ситуация, при которой граждане России, отчаявшиеся добиться справедливости в России, вынуждены все больше и больше обращаться к международному правосудию. В результате Европейский Суд по правам человека сегодня перегружен российскими жалобами. Но даже удовлетворение требований россиян в Страсбурге зачастую не влечет за собой исполнение его решений в России.

Все эти пороки особо отчетливо проявились в отношении тяжелобольного подсудимого Василия Алексаняна, отказавшегося пойти на сговор со следствием и сегодня умирающего в тюремной больнице. Вопреки всем моральным и нравственным нормам, логике и здравому смыслу, в нарушение многочисленных установлений Конституции и международного права, Симоновский суд г. Москвы отказывается изменить ему меру пресечения и перевести в специализированный стационар.

В связи с этим мы требуем от суда соблюдения международных договоренностей России и Конституции Российской Федерации. А именно:

ч.1 ст.2, ст.3, ч.4 ст.5, ст.31 Конвенции Содружества независимых государств "О правах и основных свободах человека" от 26 мая 1995 г. (в первую очередь, ч.2 ст. 5, предусматривающей право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение); ст.ст. 2, 3, 6, 17 Европейской Конвенции "О правах человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г.; ст.ст. 2, 7, ч. 1и 4 ст.15, ст.20, ч.2 ст. 21, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ч.3 ст.55, ст.64 Конституции Российской Федерации.

Мы также требуем немедленного исполнения трех указаний Европейского суда по правам человека о госпитализации Алексаняна в специализированное медицинское учреждение.

Исходя из ч.2 ст. 50 Конституции Российской Федерации закрепляющей недопустимость использования при осуществлении правосудия доказательств, полученных с нарушением федерального закона, мы требуем приостановления полномочий Советника Генерального Прокурора России С.К. Каримова до полного, объективного и независимого выяснения обстоятельств о его методах получения доказательств в ходе предварительного следствия, озвученных в Верховном Суде Василием Алексаняном.

Виктор Илюхин - депутат Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, доктор юридических наук

Елена Лукьянова - доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, адвокат

Кирилл Кабанов - Председатель Национального Антикоррупционного комитета